Антикварный салон начинается заново

В этoт рaз Aнтиквaрный сaлoн сoбрaл 200 oтeчeствeнныx гaлeрeй. И этo несмотря на то, что аренда для участников возросла вдвое. Для большинства активных участников рынка салон — возможность и себя показать, и у других подсмотреть. Это место встречи, знакомств и дискуссий. В программе этого года — по два публичных события каждый день. Среди них наиболее интересное — юридический форум, где будут обсуждать наиболее острые правовые вопросы (применение закона о ввозе и вывозе культурных ценностей, авторское право, право наследования и исключительное право), и лекция о «Троице», ради которой культуролог Сергей Зотов приехал из Германии. Так что тем, кто привык любоваться искусством в музеях, здесь тоже есть чем заняться.

фото: Мария Москвичева
Портрет кисти Сомова Инны Дорошенко.

Почти каждый стенд старались устроить как небольшую выставку. Многие выбрали свою тему, как галерея «Веллум»: «Женщины в искусстве и искусство женщин». В центре — три очень разные работы разных авторов примерно одного времени (начало ХХ века). Речь о женском портрете кисти Малявина, работе Рождественского и ранней картине Фонвизина. «Здесь девочки и девочкино: есть работы Экстер, Ольги Делла-Вос-Кардовской, например, — рассказывает «МК» галерист Любовь Агафонова. — Во-первых, это красиво и хрупко, во-вторых, имеет культурную ценность». Самые дорогие на стенде — как раз Фонвизин и Малявин — оцениваются примерно в 200 тысяч «зеленых».

На стенде галереи «КоллекционерЪ» можно найти музейные вещи с богатой историей. Например, портрет певицы Инны Дорошенко кисти Константина Сомова, который недавно показывался на выставке к 150 летию мастера в Русском музее. Чтобы написать портрет, Сомов провел 31 сеанс по три часа со своей моделью. Оплату получал в фунтах. Любопытно, что в Русском музее ее портрет висел рядом с портретом Бориса Снежковского, с которым художника связывали романтические отношения, тот же, говорят, успевал украдкой встречать с Инной. В общем, вроде бы все скромно, а за картиной, оцененной в $800 тыс., — любовная история. Рядом небольшое «масло» Сомова эротического содержания. Работа «Видение» изображает раскрасневшегося обнаженного юношу и нагую девушку. Нужно приглядеться, чтобы понять: перед нами сон, образ наяды полупрозрачный. Картину Сомов написал специально для художника Кустодиева. Это был обмен: Кустодиев подарил другу работу «Красавица и домовой», через полгода Сомов ответил «Видением», которое презентовал в присутствии биографа художника Всеволода Воинова. Все трое оставили о «картинном пари» воспоминания. Работа теперь продается за $300 тысяч.

фото: Мария Москвичева
Сомов «Видение».

На салоне всегда было много «рентабельных» имен, которые иной раз раздражают, особенно если история работы окутана туманом. В этот раз их, кажется, меньше. Больше же интересных, пусть и не столь именитых художников. На стенде Галереи графических искусств ее директор Андрей Дзамашвили представляет несколько «отмытых» картин. Среди них пейзаж, который приписывался Виктору Борисову-Мусатову, а на самом деле оказался работой Алексей Харламова. Определить авторство удалось благодаря бирке на раме. Другой яркий пейзаж в зелено-фиолетовых тонах считался работой Михаила Ларионова. Андрею ее продали с экспертизой Третьяковской галереи начала 2000 х, в углу холста имелась подпись. «Я не верил, что это Ларионов, и никогда не предлагал картину как ларионовскую, несмотря на экспертизу. А однажды листал каталог петербургских художников, нашел там работы Орлова и понял, что у меня как раз его вещь. Подпись Ларионова смыли. Об Орлове мало известно, судя по всему в 1937 году его репрессировали, его жизнь была коротка», — рассказывает антиквар.

фото: Мария Москвичева
Ларионов, оказавшийся Орловым.

— Как вам салон на новом месте? — заодно интересуюсь у галериста.

— По-моему, ЦДХ как площадка себя морально и технически изжила. То, что происходит сейчас в Гостином дворе, по уровню похоже на Международный салон в Манеже. Тянется к высокому уровню. Зарубежные галереи к нам сейчас плохо едут, а состав отечественных плюс-минус один и тот же. Кто-то опасается нового места, тут логистика сложная, проблемы с парковкой, но мне нравится, что над головой теперь много воздуха. Здесь есть простор.

Многие завсегдатаи салона перенесли свои галереи из ЦДХ в Гостинку. Теперь здесь постепенно разрастается арт-кластер. Хотя содержание, как всегда, разношерстное — есть музейные вещи, а есть и не очень, есть раздел с ювелирными украшениями и другим декоративно-прикладным искусством, который заметно разросся (или так кажется, потому что раньше все это располагалось на третьем этаже ЦДХ). Антикварный салон стал похож на небольшой, но понятный город, где есть свои логично устроенные районы и улочки. В одной из них разместилась подготовленная организаторами (МКААД — Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров) спецэкспозиция, представляющая тренды коллекционирования в России. Что же в тренде?

— Авангард 1910 х лидирует на рынке, — рассказывает вице-президент МКААД Александр Киселев. — Что всегда собирали? Это «Родная речь» — работы художников, которые входили в советский учебник, русская иконопись, все красивое на букву Ф — Фаберже, а дальше все начинает размываться. Кто-то любит батальную живопись, кто-то выбирает послевоенное искусство, оно сейчас очень перспективно для вложений.

фото: Мария Москвичева
Неканоническая икона Христа.

Однако среди всех рейтинговых вещей выделяются именно нестандартные: две неканонические (итальянская и русская) иконы, где лик Христа троится (так наглядно показано триединство Бога Отца, Сына и Святого Духа). Такие вот редкости и делают коллекционирование захватывающим делом, а Антикварный салон — незабываемым событием.