Актер Цыганов сыграет водителя автобуса, столкнувшегося с «Москвичом» Цоя

«47» — нaзвaниe пoслeднeгo aльбoмa группы «Кинo». Oднoимeннaя кaртинa выйдeт к 30-лeтию гибeли Виктoрa Цoя в 2020 гoду. Нo ee глaвным гeрoeм будeт нe oн, a вoдитeль aвтoбусa, кoтoрый, пo зaмыслу Алексея Учителя, еще и перевозит страшный груз из Латвии в Ленинград. Близкие Виктора не знают, кто сидит за рулем «пазика». Съемки проходили в Латвии, а из Калининградской области группа отправилась в Псковскую, потом переместится в Санкт-Петербург. И на месте аварии в Латвии часть группы побывала, но снимут трагедию в Петербурге.

В соцсетях можно следить за перемещениями кинематографистов и их нуждами: искали поле борщевика, старый коровник, который можно поджечь, пассажиров на паром, мужчин 40–60 лет не с короткой стрижкой. Непрофессиональных исполнителей завлекали на «крутую сцену с актером, который играет самого Виктора Цоя», хотя давно известно, что Цоя никто из актеров играть не будет. Искали парней и девушек 18–25 лет, желательно настоящих фанатов с прическами 1990 года, детей 8–11 лет на роли отдыхающих на пляже — некоторые сцены снимались в приморском Зеленоградске. Проходила и такая информация: ищем дублера для актера самого Виктора Цоя: рост 175–177, размер одежды 44–46, с правами категории В, а также мальчика пяти лет на роль Цоя-ребенка с указанием размера, вплоть до объема головы. Ради того чтобы найти дублера на примерку, обнародовали параметры Паулины Андреевой: рост 178 см, размер ноги 39, общий размер одежды 42–44, бедра 90–92, талия 62 см, грудь 85 см.

Паулина Андреева играет последнюю любовь Виктора Цоя. Марьяна Спивак — его жену, но имя у героини будет другое. В картине снимаются: дебютантка Надежда Калеганова, Игорь Верник. Илья Дель, латвийские актеры, в частности Лилита Озолиня — звезда советского фильма «Долгая дорога в дюнах». Она сыграет хозяйку дома, в котором Виктор Цой снимал жилье в Юрмале.

фото: Светлана Хохрякова
Паулина Андреева гримируется перед выходом на площадку.

Приезжаем на базу, расположившуюся в поле, и видим странного вида «пазик», все управление которого вынесено наружу. Необычный агрегат придумал один умелец для того, чтобы Евгений Цыганов не отвлекался на техническую сторону дела, а сосредоточился на роли. Позднее Алексей Учитель лично продемонстрирует преимущество системы, сев за руль конструкции, напоминающей низкую спортивную модель.

фото: Светлана Хохрякова
Алексей Учитель осваивает модернизированный автобус.

Лесной тропинкой идем к месту съемок, где Евгений Цыганов многократно выходит из «пазика», на котором указан маршрут следования «Тукумс», приносит ведро с водой. За камерой — Юрий Клименко, снимавший все игровые фильмы Учителя, кроме «Мании Жизели». Прибегает шестилетняя Маруся Пересильд, играющая маленького сына Виктора Цоя, но зовут его (ее) не Саша, как в реальности, а Женя.

Привозят Паулину Андрееву. Алексей Учитель дает команду: «Все ушли! Жилеты горят как пламя». Снимается сцена, когда Паулина выходит из автомобиля, и в ее адрес звучит реплика: «Ваше высочество, вы с нами или тут на трассе постоите?». Да и сама актриса ведет себя царственно. Кажется, только с ней Алексей Учитель на «вы». Под деревом стоит именной стул Паулины. Здесь ее гримируют. Никто другой на нем не сидит.

фото: Светлана Хохрякова
Паулина Андреева. Разговор с режиссером.

После того как сняли две сцены, решаем с Алексеем Учителем, где лучше поговорить. Он предлагает посидеть в «пазике». Заходим в него, не подозревая, что там ждет: в конце салона стоит гроб — такой же, в каком хоронили Виктора Цоя. Когда мы вернемся на базу, увидим еще один его дубликат, разложенный на траве. Кинематографисты все делают про запас: два «пазика», два гроба.

«У нас нет актера, который играет Цоя»

— У нас два автобуса, — рассказывает Алексей Учитель. — Тот, где мы сидим, — для внешних съемок. Второй очень смешной. Перед его лобовым стеклом внизу есть площадка, куда вынесено все управление. Это позволяет снимать внутри, чтобы Женя Цыганов не думал об управлении, поскольку ему надо еще и играть. Оба автобуса восстановили, вернули из небытия. Евгений Цыганов очень хорошо водит автобус, но важно избежать случайностей. Мы снимали гонки: Игорь Верник — в «Мерседесе», Женя — в автобусе. Они сами все делали, гоняли так, что страшно было. Много времени уходит на переезды. Автобусы и «Мерседес» старые, это игровой реквизит, перевозить их можно только на трейлере.

— Что за сцена сегодня снималась?

— Было несколько микросцен. После гонок «пазик» задымился, закипел, и водитель вынужден остановиться на привал. Герой Цыганова пошел набирать воду. За ним последовал герой, прообразом которого стал продюсер Виктора Цоя (Юрия Айзеншписа играет неузнаваемый Илья Дель. — С.Х.). Все наши герои — во многом придуманные, собирательные образы, наделенные чертами реальных людей. Мы снимали здесь два дня. Актеры участвовали в тяжелом эпизоде. Съемки, к моему удивлению, оказались сложными. Я думал, сядем, поедем. Поскольку все герои должны находиться в автобусе, то надо собрать и всех актеров на определенный участок времени, но это оказалось проблемой. Впервые в моей практике мы заключили с Женей Цыгановым эксклюзивный контракт. Я понимал, что если он через день будет уезжать на другие картины, а у него было еще четыре предложения, то я точно погибну. Думал, что будет легче, но съемки оказались чудовищными. Мы снимаем в основном на дорогах, сначала в Латвии, потом в Калининградской области, где, казалось, все должно быть в порядке, но каждые пять секунд приходится пропускать то «скорую помощь», то военную машину, то важное лицо. Неожиданности нервирует актеров и группу. Все мы находимся внутри автобуса, и это очень тяжело. Приходится думать не только о том, как все сделать, а как вписаться в отведенный отрезок времени. То, что вы сейчас видели, это просто рай — дорога была перекрыта.

фото: Светлана Хохрякова
Алексей Учитель в салоне автобуса, перевозящего страшный груз.

— Вы воспользовались услугами кинокомиссии?

— Здесь нам очень помогают губернатор, министр культуры и кинокомиссия, но есть непредсказуемые вещи. Мы снимали гонки, и было оцепление из двух «КамАЗов». Игорь Верник выскочили на встречную полосу с Паулиной Андреевой, и тут на них помчалась огромная военная машина с двумя ракетами. Все было на грани. Мы услышали дикий крик Паулины. Молодец Игорь! Он как-то увернулся. Оказалось, что к нашему оцеплению подъехали сотрудники ДПС и чуть ли не арестовали наших сотрудников, которые должны были нам сигналить. Потом, правда, разобрались. Причем действовали сотрудники ДПС по правилам. Просто кому-то надо было проехать, открыли дорогу, но нас об этом не предупредили.

— В соцсетях было много призывов к фанатам поучаствовать в массовых сценах. Много ли их набралось?

— Я не раз снимал живого Цоя, а после его гибели сделал документальную картину «Последний герой». Прошло двадцать с лишним лет, и ее продюсер решил выпустить фильм на экраны. Показ состоялся лет шесть назад в Петербурге. Я думал тогда, сколько фанатов придет, не ожидал, что их будет так много. Весь Невский перед кинотеатром был заполнен. Вместо двух сеансов дали чуть ли не восемь. И дело не только в фильме, а прежде всего в Викторе. Собственно, об этом наша новая картина. У нас нет актера, который играет Цоя. Это история о том, как везли гроб с его телом из Латвии в Ленинград и что происходило по дороге. Главный герой — водитель, который ведет этот автобус.

Я не знаю других примеров, чтобы кто-то по прошествии многих лет становился кумиром, причем не прежнего поколения, а маленьких детей, которые поют его песни. Дело не только в творчестве и песнях. Происходит странное для меня явление, которое мне бы хотелось осмыслить с помощью этой картины. Не все секреты мы сможем раскрыть, но постараемся понять этот поразительный феномен. В чем магия музыки Цоя? У него же очень простые песни. Но с каждым годом они почему-то действуют все сильнее и сильнее.

— Кто же главная героиня?

— В ленинградском рок-клубе фотографом была девушка. В какой-то степени наша героиня Вика — реальный персонаж. Она у нас — фотограф группы «Кино». Вика всюду ездила за Виктором, тайно и не тайно была влюблена в него. Много сомнений было по поводу исполнительницы ее роли. Я посмотрел множество известных и неизвестных актрис, пока не нашел молодую актрису МХТ им. Чехова Надежду Калеганову. Увидел ее в курсовой работе своей студентки и поразился неимоверной энергии.

Когда случилась беда, я поехал на место аварии, тогда и познакомился с водителем «Икаруса», врезавшегося в машину Виктора. С той поры он у меня не выходил из головы. У нас он русский, а на самом деле был латыш. Человек, который никогда не видел и не слышал Цоя, вдруг на него из-за поворота выскочил — и жизнь серьезно поменялась. Мне это было очень интересно. У нас тот же водитель везет гроб с телом Цоя. То есть, с одной стороны, это человек, который не знал Цоя, а с другой — все, кто его хорошо знал, не подозревают, кто на самом деле этот водитель.

Алексей Учитель встречался с реальным участником трагедии Янисом Фибиксом, когда поехал в Латвию на выбор натуры. Ему теперь за 70, интервью он не дает, но согласился поговорить без камеры. Во дворе его дома стоят два «Икаруса» того времени, и он до сих пор на них подрабатывает. 30 лет назад, когда произошла авария, его хотели посадить, завели уголовное дело, но потом все затихло. Официальная версия гласит: Виктор Цой заснул за рулем.

Янис рассказал Алексею Учителю про свою службу на подводной лодке в Североморске, про ежегодные встречи с сослуживцами. По ходу разговора он разрешил себя снимать, камеры с собой не было, так что пришлось снимать поочередно на мобильные телефоны. Алексей Учитель рассказывает, что ему бы оторвало ноги при столкновении с «Москвичом» Цоя, но спасло лежавшее под ногами запасное колесо. Янис не пострадал, хотя его «Икарус» от удара упал на бок. А вот почему двигатель «Москвича» улетел на 20 метров, до сих пор гадают (возникла даже версия взрыва). Фанаты Цоя, которых было много и в Латвии, били стекла, пытались избить Яниса. Так он и жил.

фото: Светлана Хохрякова
Оператор Юрий Клименко.

— Почему Маша Пересильд играет мальчика Сашу?

— Я долго не мог найти ребенка на роль сына Виктора и Марьяны. А Маша была рядом, подавала реплики, в итоге меня убедили, что не надо никого больше искать. У нас мальчика зовут Женя, а не Саша.

— На вас Алексей Рыбин, стоявший у истоков группы «Кино», не нападает? Он тоже будет снимать кино о Викторе Цое.

— На меня многие нападают. Рыбин конкретно нет, хотя нападет, я думаю. Этот фильм я должен был снимать семь лет назад. Сценарий Саши Гоноровского тогда был опубликован в «Искусстве кино», но один близкий человек (не буду его называть) воспрепятствовал, и я решил подождать, тем более что у меня были и другие планы. Но все, что не делается, то к лучшему. Тема не устареет. Я верю в разум. Автор последней версии — молодой сценарист Савва Минаев.

С отцом Виктора мы давно договорились. Но вот парадокс. Мне не надо разрешения от родственников, мне не надо даже прав на музыку, потому что все, что я буду цитировать, — из моих собственных фильмов. У меня снято семь песен Цоя. Я в этом смысле свободен. Тем не менее недавно состоялась наша встреча с сыном Виктора — Сашей Цоем. Было непросто, но я ему все объяснил. Мне кажется, мы нашли точки соприкосновения. Надеюсь, он понял, что идея не в том, чтобы рассказать о мертвом человеке, а совершенно в другом. Меня спасает то, что нет актера, который будет играть Виктора, хотя сам он появится на экране — я же его снимал. Но всех пугает гроб, хотя я постоянно объясняю, что фильм не про гроб.

Евгений Цыганов в роли водителя Павла.

Евгений Цыганов: «Мой герой Павел не является убийцей и преступником»

В том, что главную роль должен сыграть Евгений Цыганов, Алексей Учитель ни минуты не сомневался. А когда начали работать, он пытался докопаться до мелочей, просил сделать героя латышом, чему режиссер категорически противился, или хотя бы наполовину латышом — по отцу, чтобы вставлять латышские слова.

Мы разговариваем с Евгением Цыгановым в гримвагене, где он отдыхает во время перерыва на обед.

— Алексей Учитель только что рассказал, как вы въедливо подошли к своей роли, хотели, чтобы ваш герой был латышом, как реальный водитель, сидевший за рулем «Икаруса». Чем эта история и роль так вам важны?

— Вопрос не в том, что есть какая-то объективная история и мне она лично важна. Интересен сам замысел — снять фильм, героем которого будет не герой с точки зрения истории. История-то фантазийная. У Алексея Учителя есть документальная картина «Последний герой» о Викторе Цое. Его можно называть рок-героем, каким-то другим героем, но в нашем фильме его нет уже. А такой персонаж, как водитель Павел, есть. Вопрос не в том, каким он был на самом деле. В идеале когда мы смотрим кино, то ставим себя на место героев. Поставить себя на место рок-иконы нам сложнее, чем на место человека, попавшего в подобную историю, связанную с поворотом судьбы, роком не в музыкальном смысле слова, а в мифологическом. Поэтому дело не во въедливости в исторический материал, просто хочется, чтобы наши персонажи, во многом придуманные, получились более или менее живыми, а не функциональными.

— Вы видели запись встречи Алексея Учителя с реальным водителем «Икаруса» Янисом Фибиксом? Или вам это было не надо?

— Мне как актеру это было не надо. Я чуть-чуть посмотрел на этого водителя. В сценарии он изначально был написан русским, и я стал убеждать Алексея Ефимовича в том, что было бы интересно, чтобы он у нас был латышом, но не для того, чтобы приблизить к реальному персонажу. Город Тукумс, в котором мы снимали, — очень маленький, ничем не примечательный. Я уверен, что ни до, ни после там не происходило каких-то особенных событий. Но город стал свидетелем катастрофы и даже ее участником и в этом смысле напоминает свидетеля падения метеорита. О нем стали писать в газетах, туда стекаются паломники. Как все это стало возможно? Почему произошло с моим героем, а не с кем-то еще? Паша — не единственный персонаж в этой истории. Вокруг него много людей — жена, бывшая жена, продюсер. Но все они — скорее архетипичные фигуры. Кто такая Марьяна, жена Виктора, с точки зрения истории? Что она переживала? Кто такой Айзеншпис, продюсер группы «Кино»? Что чувствовал он, когда на взлете, в 28 лет Цоя не стало. Но это история даже не про Цоя. Мы можем взять Курта Кобейна. Рассматривая их жизнь, естественно пытаешься осознать, а кто же ты сам.

— Паше не жутко от того, что он везет страшный груз и люди рядом не подозревают, кто он есть на самом деле?

— Самый страшный момент, наверное, связан с совестью. Но поскольку Павел не является убийцей и преступником, то в этом смысле она чиста. Конечно, ему, по сюжету, совсем не хочется куда-то вести автобус. В реальной жизни Янис никуда и не вез тело Виктора Цоя. Думаю, что ему и не предлагали. Мы с вами рассуждаем как зрители, посмотревшие «Однажды в… Голливуде» Тарантино: как же так, почему он таким образом показал историю, которая в реальности развивалась иначе? Для меня самого изначально встал и, наверное, будет стоять вопрос, который вы задаете. Имеем ли мы вообще право снимать кино, основанное на исторических и политических реалиях, и не брать реальные персонажи. Насколько мы в этом свободны? У каждого из нас свое восприятие любых событий и интерес к определенным вещам. Мы с вами разговариваем, а потом выяснится, что вы запомнили мою зеленую майку. Но я-то помню, что на мне ее не было вообще. На место гибели Виктора приезжал прекрасный гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян. Наверняка в его восприятии все было иначе, чем у других. Если бы мы ставили перед собой задачу буквально задокументировать произошедшее, то все равно получилось бы вранье. Одному Богу известно, что на самом деле происходило внутри каждого из участников событий.