Анита Цой выставила на свет подноготную семейных ссор

Г-жa Цoй всeгдa умeлa зaжeчь глaз и чувствa зритeля пoмимo пeсeн — тo oткрoвeнными нaрядaми, тo яркими шoу, тo клипaми нa грани дозволенного. Только за последнее время взбудоражила публику «шашнями с Путиным» в клипе «Новая я», дошалилась с Лолитой и популярной блогершей Катей Хаджаевой в «Неисправимой» до премии Best Blogger Awards-2019 еще прошлой осенью, что открыло, видимо, артистке прямую дорожку и в списки нашей премии — ZD AWARDS-2019. После «слепого» голосования читателей она оказалась в номинациях «Певица года» и «Новатор года». Вполне можно уже почивать на лаврах. Но грядущий в следующем году юбилей не оставляет места для сибаристской неги — «все выше, выше и выше стремим мы полет наших птиц». Юбилей для артистки, видимо, не столько повод для черты итогов, сколько для новых и неожиданных откровений.

На этом пути у нее возникло что-то «В голове». В модной хэштеговой англоязычной версии написания уже вышел ребус — #vGoLove, что-то типа «давай любить». Пласты смыслов и намеков, в общем. На фоне раскатистых роковых риффов, раскрашенных затейливыми хуками и электронными аранжировочными виньетками, привычной нам артистки с ее яркими образами, нарядами, ножками, глазками, декольте и танцами почти нет. Она возникает буквально наваждением в паре статичных кадров чуть ли не в образе фронтовой вдовы — грустная, печальная, замотанная во что-то серенькое. Все пространство мини-фильма отдано двум парам — молодой и зрелой, выясняющим в страшных муках и скандалах свои отношения. Выясняющих настолько исступленно, что лирик-видео превращается в жесткий блокбастер со сценами семейного насилия с участием звездных актеров: Екатерины Волковой, Настасьи Самбурской, Маркуса Ривы, Сергея Комарова. Замах, однако.

Артистка уже говорила, что мечтает снять арт-видео, которое держало бы в напряжении, но при этом не скатывалось к известным приемам современного хайпа с матом-перематом и всяческой чернухой. Ей говорили, что это почти невозможно. Она, как упрямая кореянка, попробовала сделать невозможное возможным (привет, Билан!).

Кульминацией зрелища, которое держит в напряжении почти 9 минут, стал откровенный и загадочный анонс певицы о том, что #vGoLove «очень личная и автобиографическая песня», в которой она «не хочет никого учить, а просто делится своей историей». Главное для нее, «чтобы это кому-то помогло».

То есть весь этот ужас семейных драм — автобиография? А чего ж раньше молчала? Взволнованная «ЗД» решила выяснить из первых рук подноготную этой кровоточащей автобиографии и столкнулась с такой степенью откровенности, в которой г-жа Цой превзошла все прежние свои стандарты открытости и исповедальности.

С режиссером клипа Кареном Арутюновым. Фото: пресс-служба артиста

✭✭✭

— Анита, на публике вы с Петровичем (Сергей Цой, муж певицы. — Прим. «ЗД») всегда выглядите гармоничной и дружной парой. И тут — «автобиография» с такими страстями! Ты действительно готова была уйти из семьи, пожертовавать счастьем ради музыки и права оставаться собой, как разыграно актерами?

— Как ты заметил, там две пары — разновозрастные, но со схожей историей. Нескончаемая тема — свобод и самореализации в семье, где кто-то один явно превалирует над другим и важно все-таки прийти к гармонии, если важно быть вместе. При этом неважно, сколько тебе лет. Поначалу ты молод, в семье нет денег, жена ругается на тебя за пустые, как ей кажется, занятия. В моем случае на меня ругался муж — мол, я занимаюсь какой-то ерундой, надо чем-то другим — домом, детей растить и т.д. Прошло столько лет, все вроде теперь в порядке, достаток, взрослые дети, Анита — молодец, добилась своего, но нет, то и дело проскакивает недовольство, хотя уже в меньшей степени. Он же тоже не сдается. Я стала звездой, и он тоже поднялся еще выше…

— То есть семейное соперничество?

— Вечное соревнование в семье, да. Оно, конечно, хорошее, я даже рада, что у меня такой муж. Мужчина все равно должен быть главой семьи: должен и обеспечить, и уметь принять правильное решение. Но с другой стороны, даже сейчас, в глубине души, он все равно мечтает, чтобы я сидела дома, занималась хозяйством, что хватит, мол, уже напелась. Нескончаемая история. Вот мы переехали недавно в новый дом, и я решила, что нам обязательно нужен небольшой кабинетный рояль — маленький такой. Говорю: «Давай купим рояль?» И знаешь что я услышала?

— Есть много вариантов…

— Все то же: «Заканчивай ты со своей музыкой! Сколько можно?!» Я говорю: «Петрович, да ты что? Даже если я уйду на пенсию, к нам же гости будут приходить, а я буду для них играть все равно. Без музыки уже никак!» Надо отдать ему должное, он походил-походил, подумал, вспомнил, что у нас 30-летие семейной жизни, и сделал подарок на юбилей — купил рояль! Но я точно поняла совершенно, что эта тема не уйдет никогда. Так что истории в этом клипе в любом случае автобиографичны.

— И какой самый драматичный момент вы пережили — не в клипе, а в реальной жизни?

— Когда я собралась уходить из семьи. И ушла, поскольку больше, чем домозяйкой, он меня не видел. Убеждал: «Я стараюсь, работаю. Зачем тебе все это?» До официального развода дело не дошло, но был момент, когда я собрала вещи, забрала сына и уехала. Сняла себе квартиру, и мы полгода жили порознь. А он внимательно наблюдал: справлюсь я или не справлюсь?

— Восточное коварство!..

— А я тогда как раз приторговывала на рынке в «Лужниках», это были 90-е годы. И когда он понял, что я все равно не сдамся, свою копейку все равно буду зарабатывать, все равно буду петь, накоплю на этот свой первый альбом несчастный, тогда пришел и говорит: «Ладно, собирай вещи, пошли домой». И, кстати, он ведь тоже не стал жить дома. Дом стоял закрытый все это время, а он переехал в строительное общежитие к своему другу, который выделил ему комнату. Квартира наша пустовала.

— И страсти с мордастями, и лебединая верность. Туши свет!

— Представляешь! Это тоже очень важно. Он не привел домой новую женщину какую-то, не дебоширил без меня. Когда вернулись после нашего совместного полугодового отсутствия в квартире, то там даже посуда немытая, уже засохшая вся, как была, так и стояла. Вот так мы оба, рассорившись, собрали чемоданы и разбежались. Но автобиографичность еще и в том, что я пытаюсь показать, какая сложная штука — любовь. Хотя мы спорили и ругались, но я же понимала, что он любит. Готов делать все, чтобы семье было хорошо. Он искренне не понимал меня, пока, пройдя сквозь годы, увидел, согласился, понял, что это не просто блажь какая-то, а мое призвание, состояние души. Путь к понимаю этой важной вещи в отношениях проходят и герои клипа. Может, эта история, мое послание кому-то поможет, кто-то вовремя поймет, что надо приспустить пары, подумать, присмотреться к своей второй половине. Если любовь искренняя, то надо найти в себе силы ужиться вместе, понимая, что любимый человек не может без своего любимого дела. На мой взгляд, это очень важная история.

— И что сказал супруг, посмотрев сей пронзительный вирш?

— Говорит: «Это что, я?» — когда увидел героя Комарова. Но он не обиделся, потому что клип снят аккуратно, там все правы. Каждый по-своему. И героиня Самбурской права, и герой Комарова прав, и ребят — героев Ривы и Волковой — тоже можно понять. Жизненная история, в которой нет только черного и белого, а много полутонов. Но я рассказываю историю, которую мы с Петровичем уже пережили. Я больше двадцати лет на сцене, и он, конечно, с годами немножко успокоился.

Фото: пресс-служба артиста

— Столь высокий градус откровения, однако, не смутил мужа?

— Удивительно, но это первая работа, за которую я не получила критики от него. Даже сама была удивлена. Он меня ругал и за «Новую я», где хоть и в шутливой форме, но я полезла в политику, и за «Неисправимую», которую он считал просто катастрофой из-за того, что мы там с Лолитой творим. Бесполезно было объяснять, что это — стеб. Он более взрослый и серьезный человек, для него это было too much (слишком, англ.). А здесь он посмотрел и сказал: «Достойная работа». Он увидел себя, свои мысли. С другой стороны, никто из героев не показан с негативной точки зрения. Задача была в том, чтобы показать, как любящие люди могут идти навстречу друг другу и сохранять свои отношения.

— Но честно скажу, местами Самбурскую — то есть женское воплощение Петровича, как я понимаю, — хотелось просто придушить, настолько она там мегера противная…

— Это нормально. В молодости все максималисты, все так выражают свои эмоции. Еще не умеют спокойно разговаривать, как это уже умели и знали в другой семье — взрослой, хотя и там, конечно, энергия вырывалась наружу. На мой взгляд, Катя Волкова и Сергей Комаров сыграли это блестяще, как сыграли и свои «молодежные» партии Маркус Рива с Настей Самбурской. Именно так и происходит во многих семьях.

— То есть вы с Петровичем чуть не душили друг друга?

— Да, и пришибить хотели. Мы же оба взрывные. Я — не как Маркус Рива в клипе, тихонечка. У нас кастрюли летали, тарелки бились об стену. Все как надо было, ты что!

— Ты заранее посвящаешь мужа в творческие планы или радуешь уже постфактум готовым результатом — на свой страх и риск?

— За долгие и насыщенные годы я научилась немножко по-женски хитрить. Творческий человек всегда имеет в голове свой план, свою точку зрения, хочет самовыразиться. Петрович как человек, который на 15 лет меня старше, тоже имеет свою точку зрения и, конечно, он более консервативная личность. И если я заранее начну говорить: «Дорогой, ты знаешь, я сейчас вот то-то и то-то буду делать», — то сразу получу, фигурально выражаясь, по кумполу и жесткое «нет». Конечно, какие-то аккуратные разговоры я провожу, подготоваливаю, но так, чтобы он не сильно переживал. А потом, зная его характер, зная, как он реагирует, каждую свою работу — песню, клип, шоу — я пытаюсь сделать достойно, чтобы ему не было за меня стыдно, чтобы он понимал, почему я это говорю, почему так делаю. Со временем он это принимает, за что я ему благодарна и очень счастлива, что именно эта работа стала первым клипом, которую он сразу одобрил. Для меня это действительно было очень важно.

— От драмы жизни перейдем-ка к музыкальной части. Ты, конечно, экспериментатор, но и тут тебя, смотрю, понесло. Если я правильно понял, ты решила вспомнить рокерские истоки, с которых начинала?

— Поначалу ведь я считала себя именно поп-рок-исполнителем. Песня «Полет» в 90-е была моим манифестом. Но на каком-то этапе поняла, что я хороший попсовый исполнитель. А сейчас, видимо, наступило время, когда самые лучшие находки за все годы соединились, дав мне новое ощущение творческой «настоящести». Все вылилось в эту большую и фундаментальную работу. Мы очень серьезно поработали над соединением музыки с видеорядом, добавляли специальные эффекты, дописывали музыку, чтобы она стала одним целым с изображением. Даже цветокоррекция соотносилась с музыкой.

— Атмосферно напоминает картинки из фильма «Джокер»…

— Нас это тоже очень удивило и обрадовало. Разные команды в разных концах света практически одновременно мыслили одними эстетическими категориями. Даже не столько визуальный, сколько энергетический тренд, который разлит в воздухе.

— И песня, стало быть, замахнулась на форму саундтрека?

— Колоссальная работа, которой я очень рада. Пока рано забегать вперед, но наш клип уже предложили отправить на международный фестиваль короткометражного кино. Предстоит, правда, кое-что доделать, но я согласилась, потому что киношного и музыкального материала получилось больше, чем мы смогли уместить в клип и трек. Думаю, сможем достойно представить эту работу, но пока не буду говорить, что за фестиваль. Пусть придет время. В любом случае для меня это совершенно новый виток в творчестве.