Виртуальное путешествие с Данилой Козловским в Юрьевец закончилось санаторием

И свoи плюсы в oнлaйн-сущeствoвaнии eсть. Aудитoрия знaчитeльнo рaсширилaсь, и фестивальные программы можно смотреть по всему миру. И если в обычное время трудно собрать вместе таких интересных и занятых кинематографистов, то посредством интернета, этого гораздо легче достичь. В состав жюри вошли: немецкий режиссер и оператор Фред Келеман, снимавший знаменитую «Туринскую лошадь» Белы Тарра, российская актриса Ольга Сутулова, документалист и режиссер игровых картин Лина Чаплин из Израиля,  режиссеры Юхо Куосманен из Финляндии и  Петар Вылчанов из Болгарии,  отборщик каннского «Двухнедельника режиссеров» Алена Шумакова из Рима. 

Жюри смотрит конкурсную программу, не выходя из дома, а у нас есть возможность пересмотреть и его работы. В программе «Фильмы жюри» представлено много интересного, скажем, неигровая картина «Балет под трибунами» Лины Чаплин о дочери оператора Георгия Рерберга, снимавшего с Тарковским «Зеркало», — Надежде Тимофеевой.  В Израиле она создала  балетную школу. 

Сама Лина училась во ВГИКе, а в 1976 году уехала вместе с мужем из СССР в Израиль. Причину отъезда определила так: «Очень не любила режим в СССР. Я – еврейка, и было естественно эмигрировать в Израиль. Когда мы уезжали, власти требовали много денег – за полученное образование, квартиру. Чтобы их заработать, пришлось поехать в Душанбе и снять там фильм. Мне 86 лет.  Вполне можно сказать, что я старая, но до сих пор работаю». 

Лина сказала удивительную вещь: найти деньги на кино в Израиле  сложно, но идеологических проблем нет. А вот на проекты,  поддерживающие политику страны, финансирования не получить. Лина высказалась о наших кинематографистах:  «Очень интересные режиссеры Звягинцев, Попогребский, Хлебников. А гениальные —  Ханеке, Ларс фон Триер, Дарденны, Тарантино». Тарантино  живет в Израиле, потому что его жена оттуда, и коронавирус задержал его у нас».

Открыл  цикл встреч Данила Козловский, которого мы с 2018 года не видели в новых киноработах. Тогда вышел фильм «На районе» его будущей жены Ольги Зуевой. С тех пор многое произошло.  «В феврале  у меня родилась дочь. Я с ней много времени проводил», — рассказал нам актер. Когда карантин только начинался, Данила находился  в США, где живет жена. Тогда  многим коронавирус казался гриппом, которого не стоит бояться. А потом он стал приобретать вселенский размах. 

В этот период у Козловского, как он объяснил, возникла потребность трансформироваться, инвестировать свое время и силы в кино с другим содержанием. Он сосредоточен на режиссерской и продюсерской деятельности, но главные роли в своих проектах продолжает играть сам.  

После «Тренера» он снял «Чернобыль». Любопытно, что ему был 1 год, когда случилась трагедия. Но многие вещи он хорошо чувствует и поясняет: «Но мы-то родились еще в той стране». Данила вспоминал, как копался, словно на блошином рынке, который обожает, погружаясь в материал и свидетельства того времени. Сравнивал это с классной игрой и машиной времени. «Чернобыль стал брендом. Когда я снимался в Ирландии в «Викинге» и рассказывал коллегам, что хочу  снимать кино о Чернобыле, люди  понимали, о чем идет речь».  Предупреждая возможные упреки, пояснил: «У нас художественное кино. Мы не ставили цели сделать документальное исследование. В основе – эпизод, случившийся  во время той аварии. А дальше мы рассказываем историю вымышленной семьи».

Еще один проект Козловского «Карамора» находится в стадии монтажа и сделан в сложно объяснимом жанре – «драматического комикса в жанре альтернативной реальности». Будет в общей сложности три фильма, а потом и восьмисерийный  проект. Среди героев – Столыпин, Маяковский, Толстой, другие исторические персонажи. С них Козловский намерен снять пласт бронзовой пыли. Это история анархиста, бросающего вызов монархии и теряющего возлюбленную. В новом фильме Данила Козловский опять сыграет главную роль.  По его словам, это будет хлесткая, бескопромиссная история, очень актуальная, которая заставить подумать над неудобными вопросами.

Но и это еще не все. Будет и фильм, идея которого навеяна несколькими литературными произведениями — «Евгением Онегиным», «Героем нашего времени», «Горем от ума». Герои будут оттуда. А Лермонтов, Пушкин и Толстой вполне могут отдохнуть в одном санатории и стать свидетелями необычной истории. «Это мои размышления о семье, взаимоотношениях с детьми и родителями, о том, насколько они сложны, прекрасны и противоречивы. О преемственности, наследственности, генетической памяти. А жанр – музыкальная комедия» — окончательно удивил всех режиссер Козловский.