В Мультимедиа Арт Музее открылись две разгульные выставки

1970-e. Врeмя свoбoдныx нрaвoв в Нью-Йoркe, время, когда еще не знали, что такое ВИЧ, и когда наркотики были частью обычной ночной жизни… Тогда на 54-й улице на пересечении Манхэттена и Бродвея открылся клуб для избранных — фейсконтроль был насколько жестким, что порой туда не пускали даже знаменитостей. Как известно, дефицит рождает спрос. Что только не делали тусовщики, чтобы попасть вовнутрь, — предлагали взятки, раздевались догола, пытались проползти через вентиляционные шахты… Ради чего? Чтобы потанцевать на танцполе, на который с полотка рассыпается белый порошок, заняться беспорядочным сексом и упиться до бессознательного состояния. Сегодня Нью-Йорк, как и остальной мир, стал строже и скромнее. Так что увидеть и оценить свободные нравы 1970-х можно только на фото.

Влиятельный американский фотограф Тод Пападжорн впервые оказался в культовом месте на праздновании Нового года в ночь с 31 декабря 1977-го на 1 января 1978-го. Позже он бывал здесь еще несколько раз. На снимки, представленные в Мультимедиа Арт Музее, попали хроники вплоть до 1980 года. На них — трэш, угар и вакханалия. Элитарный беспредел. Голые, танцующие, курящие, зажигающие и спящие люди — весь цвет общества того времени без масок и комплексов. Сегодня все это уже история, которая нам интересна как явление того времени. Без понимания градуса свободы того времени, очевидно, невозможно до конца понять искусство, музыку, культуру в целом той эпохи. А ведь в «Студии 54» зажигали Энди Уорхол, Мик Джаггер, Лайза Миннелли, Майкл Джексон, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников… Тоду Пападжорну, вдохновлявшемуся творчеством Броссая, удалось показать ночную жизнь легендарного клуба как она есть. В его съемках нет и тени постановки или позерства. Все несовершенства совершенств перед нами…

По сравнению с нью-йоркской элитой 1970-х кажется, что современное поколение российской молодежи пить совершенно (как и несовершенно) не умеет. И, что важнее, не стремится к такому угару. Однако на вопрос, легко ли быть молодым, студентам Игоря Мухина, который в 1980-х начинал с портретов неформальной советской молодежи, без ста граммов тоже не ответить. В хроники молодых фотографов попадают, например, посетители известной рюмочной на Покровке. Илья Никитин снимает сверстников здесь, впрочем, не чтобы показать, как проводит время современная молодежь, его скорее интересуют лица, настроение, стиль. Удивительно, но, глядя на эти черно-белые снимки, мы как будто переносимся в 1980–1990-е. Мы словно в некоем советском безвременье, откуда на нас смотрят очень разные юноши и девушки. Но в глазах многих читается тоска, несмотря на кажущуюся непринужденность обстановки.

Такое чувство не покидает, глядя и на другие серии. Будь то кадры со школьного выпускного, снимки бывших одноклассников или уличные фотографии прохожих юного возраста. Кажется, только дома, лежа на ковре в одной рубашке, современная молодежь начинает мечтать… Конечно, вечеринки, зажигательные концерты и неформальные тусовки панков никто еще не отменил. Но они не могут перебить тот взгляд, который был пойман на улице или в пивной.

Тема «Фотобиеннале-2020» звучит как «Бег времени». И обе выставки, казалось бы, созвучные по атмосфере и теме, показывают очень разные времена. С разным ощущением внутренней и внешней свободы.

Стратегические партнеры МАММ: Мastercard и Ahmad Tea.