Дельфин в военном мундире испил кровь ради эффектного клипа

В пoслeднee врeмя всe кaк-тo привыкли, чтo клипы в oснoвнoм смeшaт, и пoэтoму видeo, кoтoрoe щекочет и без того расшатанные новостями нервишки, выглядит невероятно свежо и интересно. Как будто вернулись девяностые, то есть времена когда музыка и видео интриговали не на шутку. Но то, что было совершенно нормально для конца прошлого века, сейчас выглядит неслыханным вольнодумством. А еще эти почти эсесовские мундиры, как будто враги Штирлица из «Семнадцати мгновений весны» явились во всей своей невероятной злодейской красе.

—Когда на съемках мы увидели друг друга в этой форме, то повеселились от души», — вспоминает Дельфин (Андрей Лысиков) в интервью «ЗД». — Сначала мы хотели использовать только хронику, но режиссер Валентин Блох убедил нас, что можно еще что-то подснять, и вот родились такие странные образы…

Есть конечно стойкое ощущение, будто с такими «странными образами» все могло завершиться совсем не смешно. Многочисленные организации, хранящие скрепы и присматривающие за нашей нравственностью, могли увидеть здесь подрыв устоев, вражескую пропаганду, в общем стопроцентное зло, которое нужно немедленно запретить. Совсем недавно казалось, будто нелепые запреты остались в полукомедийных фильмах о эпохе застоя, однако требования «не пущать», подкрепленные нормативными актами и полицейскими рейдами, неожиданно вернулись и это успели почувствовать и музыканты и режиссеры. Однако повышенная концентрация общественной паранойи Дельфина и его соратников не испугала.

«Если уж быть точными, то это старая форма польских кондукторов, — расставляет акценты поэт и музыкант. — Но если они вызывают ассоциации с немецкой формой, то это совсем неплохо и очень к месту. Историю нужно помнить. Все это никуда от нас не уходит, а многие хотят это вернуть. Мы используем такие образы, чтобы показать отвратительность происходящего».

«На лафете плывущий труп

За ним танцующие юнцы

Сквозь щель облизанных губ

Слышны мозгов бубенцы

Рыдающая страна тонет в зеленых соплях

Надежда коснулась дна

Дна в раскаленных углях…»

«Лето» — очень невеселый трек с текстом, который может вызывать разные ассоциации. Но в тандеме с видео замысел автора становится абсолютно ясным. Клипы довольно редко передают содержание песни, но здесь использован именно этот прием.

—Любое художественное произведение можно интерпретировать по разному и это нормально. Иногда я вкладываю в текст свой смысл, а любители того, что я делаю воспринимают песню совсем по другому, — говорит Дельфин. — Но в клипе мы еще раз хотели подчеркнуть смысл слов и продублировали их изображением, чтобы не было разночтений, чтобы было точно понятно о чем песня. Она и о том, что происходит сейчас и предположение, что будет происходить. Или может быть даже предупреждение…

В последнее время многие российские артисты под впечатлением от почти художественных фильмов, на которые положены песни группы «Ленинград», вспомнили про то, что клип может быть интересным. Правда тут же образовался своего рода мейнстрим и сейчас интересный клип это тот, который придумал Александр Гудков и его команда. В это верят, кажется все: от Билана до Little Big, получивших от Гудкова весьма веселые ролики на свои хиты. Многие уверены, что без ржаки сейчас просто нельзя — народ не оценит. Но Дельфин уже привык быть диссидентом во всем, что касается массовых телодвижений.

—В сторону российской музыки я никогда не смотрел и толком не в курсе, что там происходит, — замечает музыкант. — Но что-то конечно слышал и видел. И клипы, о которых идет речь, выполняют свою роль и развлекают людей, которым нравятся подобного рода истории. И это хорошо, когда в клипе есть своя драматургия, но на мой взгляд совсем не обязательно все сводить к анекдоту…

Любой музыкальный менеджер скажет, что видеоклип — это способ порекламировать песню и далеко не всегда нужно снабжать короткий ролик какими-то сакральными смыслами. Но в данном случае клип не только наполнен яркими символами, но требует от публики кругозора и понимания вещей, о которых публика помоложе, знающая о злодеях по комиксам Marvell, вероятно даже не подозревает. Тоталитаризм, тирания, автократия все это многими воспринимается как скучные абзацы из учебника по истории.

— Я уверен, что есть люди, которые вообще не понимают, о чем речь в этом видео и в песне, и считают, что все это полная белиберда, — говорит Дельфин. — Но я надеюсь, что таких людей не очень много. Вот моей дочери 22 года, но она прекрасно понимает о чем я говорю и о чем предупреждаю…

Прошлогодний альбом «Край», на котором представлена в том числе и песня «Лето», стал логичным продолжением пластинки «442». Эти релизы вернули фанатам того Дельфина, который вроде бы остался на альбомах «Глубина Резкости» или «Звезда». В последнее время Андрей Лысиков больше напоминал поэта, экспериментирующего с хитрой электроникой, и вдруг он снова стал чуть ли не голосом улиц и как автор с удовольствием показывает зубы и играет мускулами. Его песни будто написаны во время общественных протестов (хотя это не так), а гражданская позиция выдает человека, который находится в самой гуще событий, хотя даже там остается сам по себе.

— Мне показалось, что на «442» я немножко не договорил. И вот решил договорить на «Крае» и возможно уже закончить с этой тематикой, потому что она неблагодарная, — рассказывает музыкант, — Утром в газете вечером в куплете — это своеобразный талант и если у кого-то получается, то почему нет. Я же больше о вечном. О жизни, смерти, любви, предательстве…

На четвертом десятилетии своей музыкальной карьеры Дельфин продолжает быть источником новостей, причем исключительно творческого характера. Это завидный пример и повод для изыскания на тему «как такое возможно?». Может все дело в умении Дельфина решительно и азартно говорить «нет» всему тому, что как-то связано с музыкальной модой. А может быть в серьезном подходе к словам и звукам. Посмотрите на его невеселое лицо и многое станет понятно.

— Вообще в быту я легок и прост, — с иронией замечает Андрей. — И если бы я с такой миной все время ходил бы по дому, меня бы давно выгнали. Но когда ты выходишь на сцену, то произносишь слова, которые были выводами, сделанными по определенным, чаще достаточно серьезным поводам. Ты их озвучиваешь и в этот момент от них освобождаешься. Мне повезло, что у меня способность и возможность освобождаться от таких тяжелых размышлений. Сразу становится легче…