Дочка Юлии Пересильд снимается в роли сына Виктора Цоя

Нaчинaлoсь всe с тoгo, чтo к причaлу у кaфeдрaльнoгo сoбoрa, гдe нaxoдится надгробная плита немецкого философа Иммануила Канта, пришвартовался кораблик с членами жюри во главе с продюсером Игорем Толстуновым, нарядными актрисами, призванными украсить трудовые будни начинающих режиссеров. Среди них Светлана Ходченкова, Оксана Акиньшина, Екатерина Шпица, Екатерина Волкова, Юлия Пересильд, а также режиссер Валерий Тодоровский, драматург, актер и режиссер Евгений Гришковец.

На следующий день на проходившую на берегу Балтийского моря вечеринку Юлия Пересильд приехала с шестилетней дочкой Машей. Поблизости от Светлогорска девочка снимается в фильме «47» Алексея Учителя о Викторе Цое. Юля не комментировала подробности, сказала, что лучше расспросить съемочную группу. Она поначалу сопротивлялась ранней актерской деятельности Маши. Но все произошло стихийно, и это дебют ее дочери в кино. У Маши белые волосы, длинная коса, и она очень похожа на маму. Интересуюсь, как зовут ее героиню. Маша говорит, что играет мальчика.

фото: Светлана Хохрякова
Маша Пересильд снимается в роли сына Виктора Цоя

— Ты меня решила разыграть? А как же коса?

— Нет. Правда. А у меня там парик. Я играю Сашу Цоя. Нет, Женю.

В общем, запутала окончательно. Только на следующий день на съемочной площадке выяснится, что дело не в бурной детской фантазии. Маша действительно играет сына Виктора Цоя Сашу. Но поскольку картина не буквальная, не соответствует железно жизненной правде, то ее героя зовут Женя. У Маши есть дублер Юра, с которым мы тоже познакомились на площадке. Отец Маши Алексей Учитель и не сомневается в том, что все будут говорить, что снимает дочь по блату. А он долго не мог найти подходящего мальчишку. Реплики временно подавала Маша, и так всем понравилась, и главное — сама увлеклась, что дело было решено в ее пользу. Хотели даже превратить юного героя в героиню, но паричок так ладно сел на голову, что и коса не помеха. А отрезать волосы Юля Маше не позволила.

В день открытия фестиваля пообещали 37 картин, из которых 35 премьерных. На деле их оказалось меньше, и кое-что пришлось смотреть по второму кругу. Перед конкурсным показом представили панораму победителей предыдущих семи лет. Большинству из них проверку временем выдержать не удалось, и мало кто из их авторов в дальнейшем ярко себя проявил. Но продюсер Сергей Сельянов духа не теряет: «Главное, чтобы молодые режиссеры выходили в большое кино. Нам нужна свежая кровь. Не жалейте себя. Мы вас жалеем, но нам вас не жалко». Он да Игорь Толстунов и работают с финалистами «Короче».

«Свежая кровь» была представлена в основном фильмами-анекдотами, где героями становились отцы на удаленке. Такое ощущение, что дебютанты — сплошная безотцовщина. На экране то и дело возникали перроны с уходящими куда-то поездами да еще армейские сюжеты.  

фото: Светлана Хохрякова
Евгений Гришковец с женой и детьми на открытии фестиваля «Короче»

Лучшим фильмом стал «Подводник» Александра Назарова — выпускника Рурского университета (Германия), имеющего опыт работы креативного продюсера, окончившего режиссерскую Мастерскую Николая Лебедева. Его герой — пропавший муж и отец. Спустя пять лет он возвращается домой, где его поминают как усопшего, где детей воспитывает чужой дядя. «Покойник» гневается. Как-никак выполнял задание Родины, не важно, что на самом деле отбывал срок в тюрьме. Молодой режиссер благодарил со сцены жену: «Я снимал на свои, а она со мной не развелась». Судя по всему, теперь все дебютанты будут работать в таком режиме.

Евгений Гришковец — один из лучших зрителей на фестивале. Он приходит на показы каждый день с женой и детьми. Член жюри — писатель и сценарист Александр Цыпкин — сказал, что Евгений раскрасил пребывание жюри на фестивале. Мы традиционно поговорили с Евгением Гришковцом после вручения наград.

— Какие впечатления в этот раз?

— В прошлом году общий уровень оказался пониже, но были явные фавориты. В этом году средний уровень повыше, но фавориты не явные. Я считаю, что несколько пугающим является слишком большое количество барышень в режиссуре. Поэтому проскакивают наивные и весьма беспомощные истории.

Победитель фестиваля Александр Назаров и Евгений Гришковец. Пресс-служба фестиваля «Короче»

— Зато мужчины бесконечно снимают про армию и военных нечто несуразное.

— Но это только в этом году. В прошлом было поменьше. Я обратил внимание на другое. Уже были использованы как художественный прием компьютеры и телефоны на экране. Сейчас это вызывает тошноту. А некоторые люди этим еще пользуются. А фильм «Взлет» — это же давний киноанекдот. Наверное, человек, который его снимал, просто не знал об этом. Совершенно безобразный звук практически во всех фильмах. Молодые режиссеры почему-то не придают этому значения или чего-то не понимают. Операторы уже научились снимать. Монтажеры есть, а вот искусство звука в кино утрачено. Есть какие-то умные и остроумные картины.

— Но почти все на уровне анекдотов. Дальше дело не идет.

— Это проблема короткого метра. Все время выигрывает что-то смешное. Этого от короткометражки и ждут. С этим сложно бороться и не нужно. Еще одна глупость — пытаться заложить идею романа в короткий метр.

— Чем вы покорили жюри?

— Мы просто были вместе. Это же мои друзья и коллеги. Я их сводил к себе домой, был все время рядом, постоянно что-то комментировал, рассказывал про Калининградскую область, заполнял паузы, поскольку я местный, и у меня есть ощущение того, что я принимаю гостей. Немного гостеприимства, и все.

— Вы раньше приходили на фестиваль со старшей дочерью Наташей…

— А Наташа сейчас в Москве. Ей 23 года, и она учится в магистратуре. Она — религиовед. Сейчас со мной маленькая Машенька приходит. Ей девять лет. А сыну Саше 15 лет, и он тоже с нами.