Европейская киноакадемия наградила великого пешехода

В интeрвью «МК» Xeрцoг скaзaл: «Пoмнитe: кaждый из нaс xoть однажды способен перенести корабль через горы». Словно в подтверждение его слов на большом экране во время церемонии появилась гора, и на сцену вывезли лодку на колесах, а в ней — прекрасную деву, исполнившую арию о жизни Вернера Херцога. Титры транслировали содержание. «Вернер, где вы?» — вопрошала певица, пропевшая всю биографию лауреата. Она вспомнила его баварское детство, безумные путешествия по Албании и Африке, жизнь в Лос-Анджелесе и призвала бессташного путешественника вернуться наконец-то в Германию.

У Херцога нет кинообразования, и со своими учениками он говорит в основном о жизни, а потом уже о профессии. О существовании кино Вернер узнал в 11-летнем возрасте, а в 15 лет начал снимать, работая на сталелитейном заводе и продолжая учебу в школе. На экране шли кадры из его фильмов, снятых по всей земле — с проснувшимся вулканом в Гваделупе, верблюдами в пустыне, индейцами, с которыми Херцог прошел дебри, снимая «Агирре, гнев божий», наскальными рисунками древнего человека из «Пещеры забытых снов», после которой продюсеры заявили: «Если и дальше будешь снимать про белых крокодилов, то тебя упекут в сумасшедший дом».

Но он продолжает идти своим путем. Камера всегда под рукой, и не имеет никакого значения, есть ли деньги на кино. Херцог стремительно передвигается по миру. При этом у него нет мобильного телефона, потому что свобода — превыше всего. У него свой способ познания мира через путешествия. Пеший путь из Санкт-Петербурга в Мадрид для него равнознозначен трем годам обучения в университете. Сам он исходил множество стран и за свою 50-летнюю карьеру снял десятки игровых и документальных фильмов — «Плохой лейтенант», «Войцек», «Носферату: Призрак ночи», «Человек гризли»…

Зал дважды вставал, когда Вернер Херцог поднимался на сцену и когда ее покидал.

Он не сбавляет скорость, хотя достиг зрелых лет. В 2019-ом сделал два фильма. Один — о писателе и путешественники Брюсе Чатвине, который скончался в 48-летнем возрасте от СПИДа 30 лет назад, — был представлен в октябре на Римском кинофестивале. Чатвин тоже колесил по миру. В 1978-ом Херцог снял по его роману «Зеленую кобру» с Клаусом Кински. Чатвин завещал Херцогу рыжий кожанный рюкзак, с которым всюду ездил. Теперь уже Херцог берет его в путешествия.

фото: Светлана Хохрякова
Лодку с певицей вывезли на сцену в честь лауреата

Накануне награждения в одном из берлинских кинотеатров Херцог представил второй свой фильм 2019 года — «Семейный романс», снятый в Японии. В титрах указана его жена Лена Херцог, отвечавшая за фотографическое решение. Она — русская, уроженка Екатеринбурга. Женаты они почти 25 лет, и собственно ради нее Херцог переехал в Америку, где Лена жила. Покидая Баварию он раздал все свое имущество и начал жизнь с нуля. В 2010 году Лена и Вернер приезжал на Московский кинофестиваль. Херцог как продюсер представлял документальный фильм «Счастливые люди: год в тайге» российского режиссера Дмитрия Васюкова. В 2016-ом Херцоги побывали в Петербурге на «Послании к Человеку», и Вернер представил уже собственную картину «О, Интернет! Грезы цифрового мира» и побывал на концерте Юрия Шевчука на Дворцовой площади. В апреле 2018-го на ММКФ показали его «Встречу с Горбачевым», сделанную в соавторстве с Андрэ Сингером. Знакомые кадры прощания с советскими вождями — Брежневым, Андроповым, Черненко — оказались там такими мощными, что запрещенная у нас «Смерь Сталина» кажется мягким вариантом.

«Семейный романс» он снимал и как оператор. Страсть к перемене мест, умение почувствовать незнакомый мир, увидеть его неожиданно и парадоксально — его конее и главное достижение этой картины, в которой участвовали исключительно японские актеры, в основном непрофессиональные. Отец встречается со взрослой дочерью. В ее воспитании он не принимал участие, и теперь пытается наверстать упущенное, забывая, что она девушка, а не ребенок. Камера следует за ними, и мы наблюдаем инопланетную японскую повседневность. Цветет сакура. Под деревьями устраиваются пикники. Роботы заменяют людей, и приходится с ними общаться. Они похожи на нас, но их застывшие лица пугают. Как ребенок Херцог испытывает восхищение и страх перед новой реальностью. До былого величия его фильмов «Семейному романсу» далеко. Это очень скромная картина, но это уже не имеет значения. Херцог столько сделал в кино, что теперь даже его ошибки или неудачи самоценны.