На выставке в Artplay открыли тайны лени

«Мнe лeнь. Мнe лeнь. Мнe лeнь…» — эти слова сначала тихо-тихо, шепотом, а потом громче, в голос и, наконец, уже во всю мощь, криком, разносились по выставке «О Лени» во время открытия в течение нескольких минут.

фото: Мария Москвичева
Софья Гражевич и ее работы на выставке «О лени»

Краткий, но яркий перформанс Леонида Преображенского, осуществленный при участии художника Софьи Гражевич и автора этого текста, как нельзя лучше иллюстрировал куратора проекта Михаила Рошняка. От лени не уйти. Ее невозможно побороть. Она часть нашего бытия, человеческой сути. «Все живое стремится к лени», — не случайно написал Малевич. Несколько десятков художников — участников выставки доказывают это самыми разными работами, песнями, стихами и арт-акциями на этой неординарной выставке.

фото: Мария Москвичева
Марина Звягинцева и ее «Море спального района»

Открывает «ленивый» вернисаж инсталляция Марины Звягинцевой «Море спального района». Это зона релакса, где легко почувствовать себя как в отпуске. Художник заменила матрасы на шести металлических кроватях мягкими трубами. Они похожи на волны, и, лежа на них, ощущаешь себя словно на настоящем море. Вдобавок на стене висит экран, где демонстрируется видео под названием «Биотипия»: зритель видит краски, которые Марина медленно смешивает своим фирменным способом, и они завораживают. А рядом картина «Погружение», на которой девушка расслабляется в ванне. Эти три элемента вкупе лишают любых тревожных мыслей и погружают в медитацию. «Творческий прогресс двигают лентяи. Когда лень ехать на море, надо создать его самому из подручных средств», — с улыбкой говорит Звягинцева о своей работе.

фото: Мария Москвичева
Работа Ивана Исаева «Офелия»

Одним из первых лежебок, который лениво качался на волнах арт-кроватей, стал сам Обломов. В барском халате, тапочках и маске для глаз на лбу. В роли главного литературного лентяя выступил художник Иван Исаев, который представил также на выставке свою работу «Офелия». Героиня нетленной трагедии Шекспира у художника превратилась в кибернимфу со множеством рук и механических приспособлений. Она — само спокойствие и холодность. Кажется, на вопрос «Быть или не быть» она отвечает: «Лень».

Напротив «Офелии» — фотография Анны Мостовой, запечатлевшая автора этих строк в пенной ванне. Случайно увидев этот снимок, Михаил Рошняк воскликнул: «Он должен быть на моей выставке! Он воплощение неги и любви». Так и есть. Самые лучшие снимки получаются, когда создаются без особого труда и напряжения — на радости и в радость. Именно так фотографирует Мостовая.

фото: Мария Москвичева
Валерий Черкашин и Михаил Рошняк поют о лени

Художник Валерий Черкашин тоже считает, что если делать работу без напряжения — это уже не работа, а отдых. В том-то и секрет искусства. Его картина выполнена именно таким ленивым методом. Сначала Валерий записал некий текст на бумаге, потом изобразил его в живописной абстракции, а затем пропел свою картину и сделал фото на память. Все эти этапы он показывает на выставке и тут же, живьем, пропевает свою картину для публики. Больше всего Черкашин любит творить и петь — каждому своя лень. Художник Олег Кошелец тоже играет в слова: на его картине крупно написано «пень» — рифма под стать теме выставки. Как и работа автора проекта Михаила Рошняка, представившего свои абстрактные картины, написанные землей. «Мне не остается ничего другого, как только быть самим собой…» — читаем мы надпись над картиной.

фото: Мария Москвичева
Работа Михаила Рошняка

Вот еще одно доказательство того, что лень — природное состояние. Действительно. Сколько можно бороться с ленью и собой? Пора принять себя такими, какие есть, со всей своей творческой леностью.

Погружаться в лень можно до конца марта. А 23 февраля художники отметят на выставке день рождения Казимира Малевича — своеобразным ленным вечером памяти.