На выставке «Искусственный свет» показали фантастические пейзажи

Сaмoe мaсштaбнoe пoлoтнo нa выставке, где представлено 23 работы, достигает высоты 4,5 метра. Кажется, что перед нами некий постапокалиптический мир. Серая пустошь, которую разрезает пополам луч света — словно след от только что пронесшегося мимо НЛО. Заваленное дерево с торчащими из земли корнями. Одинокий черный автомобиль. Люди, спокойно занимающиеся своими делами. Картина кажется фантастической иллюзией. Однако написана она с вполне реальной предметной инсталляции. В этом особенность метода Андриса. Вся суть и смысл его работы.

фото: Мария Москвичева

Ключевую роль в создании реальной иллюзии играет искусственный свет. Он превращает инсталляции в «обманки». Вот другая, но уже небольшая работа (все картины без названий): на холсте мы видим пальму, отбрасывающую тени вокруг. Среди невероятного пейзажа стоит обнимающаяся пара, срощенная в единое целое. Казалось бы, абсолютная фантастика. Но это тоже реальная сцена, созданная в мастерской художника.

Андрис работает в огромном ангаре размером 700 кв. м, расположенном на бывшей фабрике «Большевичка» в индустриальном районе Риги. Потолки там — под 9 метров.

фото: Мария Москвичева

— Недавно я начал думать: мастерская служит мне или я ей? Она влияет на мои работы. Этот ангар когда-то был складским помещением на фабрике, а теперь достался мне, — рассказывает латвийский художник. — Однажды со студентами Рижской художественной академии мы построили там огромную оптическую конструкцию, подобная была у Вермеера.

фото: Мария Москвичева

— Свет выступает главным действующим лицом в ваших работах. Именно он превращает созданную вами в мастерской сценографию в фантастические пейзажи. Давно вы увлекаетесь этой темой?

— Свет всегда был важен для меня. Я увлечен им как чудом. Мои постановки создают иллюзию света, некий абсурд. Получается живопись, одновременно мистическая и реальная. Мне интересна эта неуловимость перехода между ними. Что, собственно, реальность, а что воображение, как их разделить? Создавая иллюзии, включая воображение зрителя, я говорю о нашем мире. 500 лет назад все было разъяснено с точки зрения бога, позже люди объясняли мир с точки зрения науки или идеологии. Наш взгляд на мир — всегда иллюзия. Мы находимся внутри нее.

Помимо серии «Искусственный свет» на выставке есть еще одно масштабное полотно — из предыдущей серии. Однако на первый взгляд совершенно абстрактное полотно логично вписывается в идею проекта. Перед нами фактурная живопись — бурый рельефный фон и розовые ровные пятна поверх него. На самом деле это тоже натурная вещь: художник написал прозрачный пластик (плексиглас), свет, проходящий через него, отражения… Еще одно подтверждение иллюзорности реальности нашего мира, созданное с помощью, казалось бы, примитивного предмета. «Свет — это инструмент иллюзии и истины», — подытожил Эглитис.