Номинантка Дарья Кащеева раскрыла тайны «Оскара 2020»: страсть и пиар

«Дoчь» былa прeдстaвлeнa в нoминaции «Лучший кoрoткoмeтрaжный aнимaциoнный фильм». Eгo режиссер — россиянка и студентка Пражской академии искусств (FAMU) Дарья Кащеева. Свой 14-минутный фильм она сделала в Праге и уже получила за него студенческий «Оскар», который также вручает Американская киноакадемия. Теперь Дарья побывала на большом «Оскаре», провела в Лос-Анджелесе неделю, приехав заранее, посещала показы коллег-номинантов, представленные крупными студиями Sony Animation, Disney Studio и другими, с которыми нам трудно соперничать. Дарья встречалась с членами Академии на вечеринках, на официальных показах, выслушала массу замечательных слов о том, какой прекрасный фильм сняла, от продюсеров больших американских студий, директоров больших фестивалей. Члены киноакадемии писали ей восторженные послания, подходили зрители со слезами на глазах. «Я общалась с номинантами, авторами фильмов. Все делали свои фильмы с огромной страстью и отдачей, все они замечательные люди!» — вспоминает Дарья. А потом началась медийная гонка, которую она не предполагала: «Нам со всех сторон говорили, как важна сейчас PR-кампания, которую мы совсем не планировали. Нас окунули в мир безумной PR-погони, к которой мы, а особенно я, не были готовы. Как обсуждалось в последние дни где-то, «Оскар» — это еще и соревнование продюсеров. На Hair Love (этот фильм и получил «Оскара». — С.Х.) работало 20 продюсеров, и мы видели, как они профессионально работали для фильма, который был важен для них, в который они верили! Все это — и Академию как систему, и возможные ошибки в системе очень долго можно обсуждать… Но и Академия работает над недостатками, обновляется. Приглашают больше и больше независимых авторов, в том числе и из Европы. Но самое важное для меня сегодня — это вся энергия и поддержка, которую я получила за последние несколько недель. И это серьезная прививка, и огромный опыт. И за него я безумно благодарна. А «Оскар»-то у меня уже есть? Студенческий ведь — тоже «Оскар».

фото: Соцсети
Селфи в дуэте: Филипп Киркоров и Анастасия Задорожная.

Где живут люди, приезжающие на церемонию, кто финансирует их приезд и пребывание, которое стоит немалых денег? Многие думают, что поездка на «Оскар» — оплачиваемое для лауреата мероприятие, но это не так. Достаточно вспомнить, через какие тернии прошел наш Константин Бронзит, когда был номинантом «Оскара» с картиной «Мы не можем жить без космоса». В этот раз его новый фильм «Он не может жить без космоса» вошел только в шорт-лист. Организаторы церемонии устраивают только праздник и берут на себя организацию и приглашение на церемонию с последующим банкетом. Остальное ложится на плечи приезжающего. Как объяснила Дарья Кащеева, в Чехии есть возможность подать заявку в Фонд кинематографии на получение гранта, который дается на продвижение картины, отобранной на фестивали класса «А» и «Оскар». На эти деньги съемочная группа может поехать на фестиваль и лично представить не только свою работу, но кинематографию страны в целом. Благодаря такой системе Дарья побывала на главном анимационном фестивале в Анси и на «Санденсе», вручении студенческого «Оскара» и теперь уже на взрослом «Оскаре». «Конечно, это скромный бюджет — говорит Дарья Кащеева, — и мы стараемся во всем экономить. Сейчас с «Оскаром» нам помогла и FAMU, были выделены дополнительные деньги министром культуры. Я очень рада, что смогли поехать не только небольшая часть нашей маленькой команды, но и декан школы, зав. кафедрой анимации и директор студии FAMU. Все они заслуживают этого, и я очень рада, что так получилось, и что все вопросы со мной решала вся наша команда. Не так часто в Чехии случается номинация на «Оскар».

Помимо поддержки со стороны чешского Фонда кинематографии свою лепту внесла и киношкола FAMU. Для части команды сняли дом в Лос-Анджелесе, как это делают туристы, арендовали большую машину, чтобы всем вместе ездить, поскольку это дешевле такси. А без машины в этом городе грез делать нечего.

Сколько раз приходилось слышать истории о том, как к номинантам «Оскара» из разных стран выстраивалась очередь спонсоров. Но у нас с этим туго. В 2009 году, когда Константин Бронзит стал номинантом с картиной «Мы не можем жить без космоса», ему пришлось все расходы взять на себя. Сколько тогда «МК» писал в поддержку режиссера, который не имел средств на то, чтобы достойно представить свою работу в Лос-Анджелесе. Он натыкался на преграды и равнодушие со стороны государства. Он бился за достойное участие в церемонии «Оскара» в Год кино, и только после возвращения оттуда наш Минкульт задним числом частично компенсировал расходы за перелет. «Но этого слишком мало, чтобы реально мечтать об «Оскаре». Чудес не бывает. Фильм надо защищать», — сказал тогда Бронзит. Важно заниматься промоушеном фильма, показывать его на крупных студиях, которые являются членами Американской киноакадемии и голосуют за лучшие картины. Все это требует средств.