Почему Земфира отказалась заменить Шевчука

Нeбывaлыe дoжди сo шквaлистым вeтрoм вызвaли у бoльшинствa рoк-фaнoв только прилив адреналина и азарт. Тысячи любителей русского рока и метеорологического экстрима рванули из Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля с палатками и зонтами под мышкой навстречу приключениям. Однако кроме казуса с погодой поджидала еще одна неприятность: накануне у Юрия Шевчука умерла мама Фания Акрамовна Гареева-Шевчук, на 95-м году жизни. В поисках замены ДДТ, хедлайнера мероприятия, организаторы связались с другой легендарной уроженкой Уфы — Земфирой Рамазановой. Певица объяснила, что была бы рада помочь, но, увы, находится в Париже. Она была взволнована и опечалена грустным известием, попросила дать ей координаты Шевчука, чтобы выразить свои соболезнования.

В результате вместо ДДТ в финале повторно выступили хедлайнеры первого дня — Dolphin и Shortparis. Это было оправданно, так как, по мнению большинства критиков, именно эти две творческие единицы отыграли на опен-эйре самые сильные сеты, так что публика была только рада увидеть и послушать любимцев еще раз. Один из идеологов ивента, гуру отечественной рок-критики Артемий Троицкий даже отметил, что воскресный сет Дельфина стал лучшим выступлением, которое он видел за всю жизнь.

Дельфин вышел на сцену в ретро-очках, придавших ему неожиданный «шестидесятнический» вид: «Вознесенский бы дико завидовал!» — иронизировал Троицкий. Мастер хип-хопа и рок-электроники продемонстрировал великолепную форму. Исполнялась программа последнего альбома «442». Артист вышел с гитаристом и барабанщиком — втроем они и записывали этот великолепный, но мрачный альбом со злыми текстами. Пропитанный тяжелой энергетикой, сет Дельфина, может быть, кого-то и «загрузил», но большинство людей стояли буквально разинув рты — настолько звучало мощно и ошеломляюще.

Николай Комягин, Shortparis. Фото: Олеся Фирулева

«Изюминкой» стала группа Shortparis, мастера «авант-поп-нуара», о которых недавно подробно рассказывал MegaБит, семь лет назад переехавшие в Санкт-Петербург из родного Новокузнецка. Завораживающая сценическая пластика мегахаризматичного солиста Николая Комягина и его готический вокал вместе с шаманскими пассажами высоченного барабанщика Данилы Холодкова ввергли народные массы в состояние транса. Финальная композиция «Новокузнецк», казалось, воплотила в себе все страхи и ужасы мировой истории, сыгранные на активном минорном электрозвуке.

«Shortparis — первая из российских групп, из тех, что я видел за 40 лет, которая может выйти на мировой уровень, — уже без шуток приценился Троицкий. — Очень мощная команда, и при этом безупречно сделанный продукт. The Prodigy по сравнению с ними — унылые телепузики».

Еще одной удачной находкой стал реюнион замечательной русско-армянской группы Дети Picasso. Сестра и брат Арутюняны уже давно переехали на ПМЖ в Будапешт, о чем хорошо известно читателям MegaБита, но сейчас решили порадовать россиян новой программой. И этот фокус удался! Гаянэ и Карен со товарищи с блеском исполнили программу армянских полуэтнических песен с декадентским уклоном в постпанк-готических аранжировках. Со стороны Гаянэ все сильнее напоминает раннюю Агузарову — и внешне, и вокальными экзерсисами.

Довольно необычно смотрелось выступление Пелагеи. Собравшиеся в пресс-центре матерые рок-эксперты вспоминали, что еще в конце прошлого века она выступала как поющая девочка-вундеркинд. Но часто подобные дети, повзрослев, теряют львиную долю своего обаяния. Пелагея же, наоборот, представ на сцене взрослой женщиной, как бы заново и очень уверенно обрела себя на новом уровне. Ее сет выглядел весьма неожиданно и даже вызывал легкий когнитивный диссонанс: программа состояла из фолковых песен, а сама Пелагея и участники ее группы рубились в экстазе не меньшем, чем какие-нибудь Guano Apes.

Noize MC был как всегда актуален, изюминкой его сета стал супертрек «Иордан» — о примирении израильтян и палестинцев в их конфликте, но в контексте разворачивавшегося параллельно драматического противостояния властей и протестующих людей в Москве приобретал особенную пронзительность очевидной аллюзией. Прозвучали также программный хит Make Some Noise, ударные номера «Бассейн», «Вселенная бесконечна» и прошлогодний шедевр «В темноте». Кроме того, Иван Алексеев много фристайлил на темы актуальной политической повестки, но делал это достаточно корректно. Завершила его сет акустическая композиция «Выдыхай».

фото: Сергей Бабенко
Евгений Федоров, Tequilajazzz.

Весьма уверенно выступили маститые Tequilajazzz, Zdob si Zdub, «Кирпичи», Найк Борзов. Billy’s Band неожиданно порадовали включением в свою обычную «томвэйтсовскую» музыку терменвокса, звучавшего в эффектном регистре. Звук на фестивале вообще был просто шикарный, всем другим рок-форумам на зависть…

В отсутствие ДДТ главным хедлайнером, венчавшим все музыкальное действо, стал «Сплин». Наверное, эстетам и рок-специалистам хотелось бы услышать побольше новых вещей и материал последнего альбома… Но Александр Васильев справедливо решил, что люди уже наслушались самой разной музыки и в финале хотят рубиться под проверенные хиты: «Выхода нет», «Остаемся зимовать», «Новых людей», «Романс», «Линию жизни»… Окончательно воцарилась абсолютная «атмосфера мира и любви», которой так славился уже упоминавшийся выше легендарный Вудстокский фестиваль.

фото: Сергей Бабенко
Александр Васильев, «Сплин».

К слову, недавно стало известно, что в США отменен юбилейный фест «Вудсток 50»: организаторы поссорились со спонсорами. Может быть, дух Вудстока не смог с этим смириться и перенесся на русское поле? По-видимому, неслучайно на финальной пресс-конференции организаторы объявили, что планируют сделать фестиваль ежегодным.