Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова стала законодательницей моды

Твoрчeскиe вeчeрa звeзды Бoльшoгo и этуaль тeaтрa Лa Скaлa дaвнo стaли трaдициeй, публикa всегда их ждет с большим нетерпением, и, несмотря на высокие цены (в первые ряды партера на нынешний вечер цена доходила до 35 тысяч рублей), билеты на них раскупаются заранее. С момента последнего творческого вечера Светланы Захаровой под названием Amore прошло ровно три года, и, как и в прошлый раз, прима Большого представила публике совершенно новую программу, основной интерес в которой был сосредоточен вокруг балета, посвященного жизни «великой мадемуазель».

Итак, балет «Габриэль Шанель»… В кресле спиной к публике в широкополой шляпе сидит одинокая фигура, а на развешанных повсюду прямоугольных экранах (стильная сценография, составленная в основном из этих экранов и решенная в черно-белом цвете, — Мария Трегубова) мы видим проекции изображения Светланы, одетой в строгие и стильные костюмы Шанель.

Схожесть так велика, что поначалу думаешь, что на этих фото и изображена великая Коко Шанель во плоти. Интересно, что все костюмы для этого балета шились в мастерской Большого театра по эскизам, которые предоставил Дом CHANEL, и эти наряды подошли стилю, который всегда создает на сцене Захарова, как нельзя лучше. Красивейшие линии тела одной из самых совершенных балерин мира, ее уникальная стопа словно воплощают собой эпоху и стиль одной из самых незаурядных женщин XX века. А на сцене между тем разворачивается история ее жизни…

Первая сцена происходит в кабаре. Как известно, в 18 лет Габриэль устроилась продавщицей в магазин одежды, а в свободное время выступала с песнями в кабаре. Пользующиеся большой популярностью ее песенки «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco» и дали ей прозвище — Коко. Во время одного из таких выступлений Габриэль заметил офицер Этьен Бальсан — она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кэйпелу, известному в кругу друзей по кличке Бой. Собственно, эту биографическую линию автор либретто и режиссер Алексей Франдетти и взял за основу.

Светлана Захарова в образе Коко Шанель. Фото: bolshoi.ru.

Среди главных героев балета перед нами и Этьен Бальсан (Михаил Лобухин), и Артур Кэйпел (Якопо Тисси), а сцены балета, сопровождающиеся своеобразными эпиграфами — знаменитыми афоризмами самой Шанель, движутся одна за другой, как в кинематографе: вот сцена ипподрома, где Коко знакомится с Боем, вот сцена в ателье, в которой Шанель одевает первых посетителей, вот театр, балет — любовь к которому Шанель пронесет через всю жизнь, знакомство с Сергеем Дягилевым (который на сцене не появляется) и балетом начинающего тогда хореографа Георгия Баланчивадзе (Баланчин) «Аполлон Мусагет» с Сержем Лифарем (Вячеслав Лопатин) в главной роли. Затем война…

Коко Шанель являлась неоднозначной личностью, но задачу передать в спектакле всю эту сложность авторы явно перед собой не ставили. Разумеется, передать в одноактном балете все события жизни не получится, но на каких-то моментах, важных для ее биографии, все же надо было остановиться.

Например, известно, что за Шанель во время войны закрепился ярлык пособницы нацистов, и впоследствии она была обвинена в коллаборационизме и арестована. Однако этот эпизод создатели балета обходят стороной, сосредотачиваясь в основном на амурной линии своей героини и автокатастрофе, в которой погиб ее возлюбленный Артур Кэйпел. Создавший яркий образ этого героя Якопо Тисси на фоне кинопроекций мчащихся машин исполняет в этом месте свое соло, которое заканчивает падением на сцену, что на условном балетном языке должно означать смерть героя.

Не прошло мимо внимания постановщиков и создание «парфюмерного бестселлера XX века» духов «Шанель №5»: парфюмер, которого играет Денис Савин, танцует соло, окруженный колбами, пробирками и банками, а в итоге Светлана Захарова, как фокусник, держит в руках узнаваемый, но увеличенный до внушительных размеров флакон, воплощающий образ самых известных в мире духов.

Заканчивается балет роскошным дефиле, в котором манекенщицы фланируют по сцене в нарядах, «изменивших представление о красоте, элегантности и комфорте». А последние слова, которые мы слышим со сцены, опять же афоризм Шанель: «Легенда живет дольше, чем ее герой».

Наиболее удались хореографу Юрию Посохову в «Габриэль Шанель» сцены «балета в балете», придуманные для этого спектакля. Особенно показанный почему-то вслед за «Аполлоном» балет «Голубой экспресс», созданный на самом деле хореографом Брониславой Нижинской на четыре года раньше шедевра Баланчина. Для этого посвященного жизни «золотой молодежи» балета, созданного специально на «Красавчика» (так называлась главная в балете роль) англичанина Антона Долина, Коко Шанель создает потрясающие пляжные костюмы. Бывший в то время сердечным увлечением Дягилева Долин (настоящее имя Сидни Френсис Патрик Чиппендалл Хилли-Кэй; его образ на сцене талантливо воссоздал почему-то не обозначенный в программке Фуад Мамедов) ходил в этом балете на руках, становился на голову, делал сальто, и несколько измененные «спортивные» парафразы из этого спектакля оказались удачно включенными в новый балет. В реальном балете Брониславы Нижинской «Голубой экспресс» его участники все время смотрели вверх, показывая таким образом зрителю, что над ними периодически пролетают аэропланы: и армада самолетов на проекциях экрана в этой сцене уже в балете «Габриэль Шанель» действительно появляется: немцы бомбят Францию. Так, довольно образно в балете о Габриэль Шанель режиссер переходит к самому трагическому эпизоду в ее биографии.

Творческая команда балета, посвященного Коко Шанель, та же, что создавала балет «Нуреев»: образную музыку для этого балета написал Илья Демуцкий, хореографию ставил Юрий Посохов — балетмейстер, с которым Захарова не раз сотрудничала и создала для прошлой программы Amore очень удачный балет «Франческа да Римини». Не участвовал в этой постановке только режиссер балета «Нуреев» Кирилл Серебренников, и это неучастие для балета «Габриэль Шанель» оказалось фатальным. Начинающему и, несомненно, талантливому режиссеру Алексею Франдетти явно не хватило опыта и мастерства: он не смог привнести в спектакль логичные и образные режиссерские решения, отчего балет «Габриэль Шанель», несмотря на удачную музыку и хореографию, оказался не выстроенным и режиссерски не очень внятным.

Самым удачным балетом программы MODANSE стал показанный в первом отделении балет «Как дыхание». Перед нами, по сути, сюита из созданного два года назад для театра Ла Скала трехчастного балета Мауро Бигонцетти «Проект Гендель».

Выбирая для своего нового проекта балет модного итальянского хореографа, Захарова попала в точку. Балет прекрасно лег на артистов Большого и достоин украсить афишу главного театра страны, тем более что балетов одного из самых интересных на сегодня хореографов в репертуаре труппы уже давно нет.

Восемь лет назад в Большом танцевали балет Бигонцетти Cinque («Пять»), но он давно выпал из репертуара. В балете «Как дыхание» перед нами уже не милый ироничный пустячок, созданный когда-то на пять звездных балерин, одетых в пачки из кожи, как было в балете Cinque, а серьезная работа Мастера, посвященная эпохе барокко и одному из самых значительных композиторов XVIII века Георгу Фридриху Генделю.

Под стать эпохе барокко создала для этого балета необычные пачки с пышными барочными «завитушками» художник по костюмам Хелена де Медейрос. Тела партнеров она оголила по пояс, демонстрируя таким образом их великолепную пластичность. Насыщенные «головоломными» акробатическими поддержками дуэты, показанные в балете «Как дыхание» Брюной Кантанеде Гальянони и Вячеславом Лопатиным, а потом Аной Туразашвили и Михаилом Лобухиным, в прямом смысле слова потрясали воображение. В таком же акробатическом стиле был решен Бигонцетти и красивый мужской дуэт, прекрасно исполненный братьями-близнецами Алексеем и Антоном Гайнутдиновыми. Покоряя переливами мышц и пластической красотой поз, в их исполнении он смотрелся стильно и прочувствованно.

В балете «Как дыхание», сделанном Бигонцетти специально на одну из лучших балерин мира (нам, по сути, была представлена премьера новой редакции этого балета), сама Светлана Захарова вышла в новом потрясающем по красоте адажио со своим партнером Денисом Савиным и, растворяясь в барочной музыке Генделя, была в этом адажио неотразима и прекрасна.