Принципы Родченко собрали воедино в Центре братьев Люмьер

Нa выстaвкe прeдстaвлeнo 58 сeрeбрянo-жeлaтинoвыx отпечатков, среди которых самые известные: портреты Владимира Маяковского, Лили Брик, Осипа Брика, Варвары Степановой, Льва Кулешова, Виталия Жемчужного и других. Лица эпохи чередуются с не менее известными фоторепортажами, авангардными натюрмортами и уличными съемками. По ним можно изучать 1920–30-е годы и принципы, которые открыл фотограф. Несмотря на то что фотографии были выпущены тиражом 35 экземпляров в 1994–1997 годах, смотрятся они, будто сделаны сто лет назад. Такого эффекта внуку Родченко, сокуратору проекта Александру Лаврентьеву удалось добиться благодаря использованию тех же технологий печати, которые использовал его дед. Снимки оформлены в серые паспарту с неровными краями, что придает им более мощное историческое звучание.

Помимо широко растиражированных фотографий, как легендарные «Балконы» (1925), «Пожарная лестница» (1925), «Лестница» (1929) или «Пионер-трубач» (1930), здесь есть и домашние съемки, на которых можно увидеть близких и друзей Родченко в непринужденной обстановке. Среди них фотография в мастерской, на которой запечатлена Варвара Степанова и товарищи Родченко по объединению ЛЕФ. Но все же главные на выставке — самые известные фотографии, которые и сегодня вдохновляют многих художников и дизайнеров. По ним можно понять принцип ракурсной и диагональной съемки, которые стали визитной карточкой Родченко.

фото: Мария Москвичева

— Он говорил: «Снимайте, фиксируйте свой быт. Фотография — это стенография времени, будьте чуткими к тому, что происходит вокруг вас», — рассказывает один из организаторов выставки, правнучка Родченко Екатерина Лаврентьева. — С помощью каких средств? Есть ракурс, диагональ и идея фоторепортажа как нарратива повествования, которое он объяснял как осматривание объекта со всех сторон.

— Родченко — самый известный фотограф эпохи авангарда. Перечитывая в разном возрасте книгу, мы воспринимаем ее по-разному. На ваш взгляд, что значат снимки Родченко для современного поколения? И как менялось отношение к ним во времени?

— История русского авангарда прошла несколько стадий. Сейчас у него счастливая старость. Каждое поколение по-новому переосмысливает историю. В 1960-х Родченко открыли заново, был восторг: «Ах!». Для того поколения эпохи соцреализма это была возможность прикоснуться к другому искусству. Потом настало время искусствоведческого осмысления, выставок разного сложения, где каждый куратор выстраивал их по-своему. Сейчас происходит творческое переосмысление: фотографии Родченко становятся источником вдохновения для современных дизайнеров и художников. Появляется много работ в формате цифровых ремейков. И это очень важно — иной взгляд.

Смотрите фоторепортаж по теме:

В Москве открылась фотовыставка работ Александра Родченко

34 фото

Интересно, что в Европе, в частности в Великобритании, такое осмысление произошло раньше, в 1980-х. Многие британцы увидели в нем протестную культуру. Но для России фотографии Родченко — это прежде всего эпоха. Очень важно знать историю не только по текстам, но тактильно ее ощущать — через предметы времени и, конечно же, фотографии.