Россия отказалась вернуть Польше картины, перемещенные в СССР во время войны

Дискуссии вoкруг «трoфeйнoгo искусствa» нe зaтиxaют много лет, несмотря на то, что позиция России всегда была довольно однозначной: это право победителя. Сталин на всякий случай засекретил все «трофейное искусство», и о нахождении многих вещей в России зачастую становится известно только в последнее время. Исключительной стала история с Дрезденской коллекцией, возвращенной Германии в 1955 году из Пушкинского музея. Ельцин порывался повторить жест Хрущева, но Госсовет его удержал. А после принятия в 1998 году ФЗ №64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» вопрос вроде как был закрыт на законодательном уровне, и все «трофейное искусство» признано нашим национальным достоянием. И все же то и дело разные страны пытаются вернуть свое, потерянное после Второй мировой. С США тянется спор по библиотеке Шнеерсона, с Австрией — по экспонатам из Австрийской национальной библиотеки, с Грецией — по архиву еврейской общины города Салоники и т.д.

Польша тоже не впервые предъявляет претензии. Поляки уже давно считают, что три из названных картин находятся в Пушкинском музее. Самая известная работа принадлежит кисти немецкого живописца эпохи Ренессанса Лукаса Кранаха Старшего — «Мадонна с младенцем» (дерево, масло, 43х33 см). Картина написана в 1518 году и чаще зовется «Глоговской» — до конца войны она хранилась в церкви польского города Глогов, который был серьезно разрушен в ходе сражений между советскими и немецкими войсками. Впрочем, последний немецкий настоятель в Глогове ксендз Генрих Вернер утверждал, что в 1943 году картина была перевезена в маленький городок на западе страны Лондек-Здруй. И там уже, в июне 1945-го, она попала в руки майора Моссева, вывезшего ее в СССР. В 2004-м Польша обнаружила информацию о картине на сайте Пушкинского музея и потребовала вернуть — как и работы «Лесной пейзаж» Яна Брейгеля-старшего и «Птичий двор» Даниэля Шульца.

Позиция музея здесь созвучна министерской. Некогда директор, а ныне президент ГМИИ Ирина Антонова назвала претензии Польши голословными. Ее мнение по этому вопросу хорошо известно: нельзя допускать передела музейных коллекций — это приведет к хаосу. Действительно, если мы сейчас начнем вывозить из Лувра все, что туда попало благодаря наполеоновским войнам, или вывозить из Британского музея античные скульптуры, то к чему это приведет?

Впрочем, в списке польского МИДа есть и картины, по которым вопрос закрыт даже не в России. Речь о работе «Девочка с голубем» Антуана Пэна — француза, ставшего придворным прусским художником в 1711-м. Вокруг нее давний спор. Еще пять лет назад антиквар Александр Хочинский выиграл суд в Нью-Йорке и избежал экстрадиции в Польшу. Республика обвинила Хочинского в том, что он незаконно присвоил как раз картину «Девочка с голубем». Сам антиквар утверждал, что получил ее в наследство от отца и ничего о происхождении не знает, и доказал свою право на живопись юридически. Де-факто Манхэттенский федеральный суд уже поставил точку в этой истории.

В списке — еще три картины: работы «Мадонна с младенцем и попугаем в пейзаже» неизвестного художника XVI века, «Портрет Иоганна фон Шварцвальдта» Ганса Гольбейна и «Диптих зимних полей» голландского художника XV века. Об их судьбе ничего не известно. Но это не шедевры первой величины, как остальные картины. Как и сама попытка выпада в адрес России. Громкая, но бессмысленная.