Скончалась актриса Евгения Уралова, звезда фильма «Июльский дождь»

19 июня eй испoлнилoсь бы 80 лeт. Eвгeния Влaдимирoвнa рoдилaсь в Лeнингрaдe, oткудa во время войны была эвакуирована в Псковскую область, по дороге из блокадного города попала в окружение, оказалась на время в партизанском отряде. Потом вернулась домой, училась в техническом училище, работала чертежницей на заводе, а в 1964 году окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, куда поступила за компанию с подругой. 

В кино дебютировала в 1959-ом в «Повести о молодоженах».

А в 1965-ом стала актрисой Театра имени Ермоловой. Сыграла Наталью Петровну в «Месяце в деревне», Серафиму Корзухину в булгаковском «Беге», Елену Максимовну в «Чудной бабе» Нины Садур… В фильмографии актрисы — более сорока ролей. Судьбоносным во всех смыслах стал для нее «Июльский дождь» Марлена Хуциева, вышедший в 1966 году. Кадры, где идет бесконечный летний дождь, а Москва промыта насквозь его потоками, вошли в историю кино. Марлен Хуциев рассказывал «МК», как сам когда-то забежал в телефонную будку под проливным дождем, стал фантазировать, и таким образом родился «Июльский дождь». Евгению Уралову он ценил не только как актрису, но прежде всего, как  интересную личность. А она не только сыграла у него свою первую главную роль, но и познакомилась с Юрием Визбором, своим будущим мужем. Вспыхнул роман, да такой, что пришлось безоглядно бежать из дома, оставив мужа, ничего не взяв с собой. Она сильно влюблялась, и не скрывала этого. Юрий Визбор посвятил ей свою знаменитую песню «Милая моя, солнышко лесное». 

Евгения Уралова в фильме «Июльский дождь»

Какой прекрасной Уралова была в экранизации пьесы Виктора Розова  «В день свадьбы» режиссера Вадима Михайлова, появившейся в 1968 году. Ее героиня Клавдия возвращается из Ленинграда в  те места, где живет Михаил — ее первая любовь — и завтра у него свадьба. Столько событий произойдет за короткое время в ее судьбе, и сыграно это так удивительно точно и легко.  

Евгения Уралова снималась в знаменитом советском фильме «Аты-баты, шли солдаты…» Леонида Быкова, «Севастополе», «Круге», «Мелочах жизни», «В ожидании чуда», в сериалах «Дети Арбата» и «Скажи правду» Андрея Эшпая. Фильм «Скажи правду» стал для нее последним и вышел в 2019 году.  

Андрей Эшпай рассказал «МК» об их совместной работе.

— Как вас свела судьба?

— Я увидел Евгению Уралову у Марлена Хуциева в фантастической картине «Июльский дождь», где она пронзительно сыграла. И стала для меня олицетворением времени, свободы, ясности чувства и мысли, сложности мира. Такая удивительная картина и такой необыкновенный она  человек, значительная актриса. К сожалению, теперь мало об этом говорят. Но «Июльский дождь» очень многое значил. А ее лицо, образ, проход в начале картины остаются в памяти.  Кино — такая вещь, что многое забывается, уходит, но есть отдельные кадры и образы, фильмы, которые врезаются в память, и ты не можешь уже без них ничего осуществить. Они постоянно появляются, когда ты думаешь о кино. Я очень хотел, чтобы Евгения Владимировна появилась и в моем фильме.

В «Детях Арбата» у Евгении Владимировны была не очень большая роль, и у меня даже было чувство вины перед ней. Но она с удовольствием работала, всегда была готова.  Ее участие было важным. В последней нашей картине «Скажи правду», которая как-то незаметно прошла,  Уралова просто потрясающая. Она была уже больна, прошла химиотерапию. Когда они вместе с Викой Исаковой находились на площадке, все отмечали ее удивительно сохранившуюся живую и эмоциональную  реакцию. Все как в первый раз по ощущению жизни, честности, принципиальности, юмору. Она в кадре умирает, и, возможно, это ее последняя роль.

-Да, последняя.

— В сценарии было написано, что в одном эпизоде героиня лежит умершая. И Евгения Владимировна сказала: «Андрей, простите. Я не лягу». «О чем вы говорите, не надо этого, и так все понятно» — ответил я. Без этого кадра ничего не убавилось, потому что все было абсолютно точно и ясно сыграно. У нас  было решение: чтобы ни делал сын героини, она все равно его любит, он остается для нее единственным родным существом. В этом не было сюсюканья, чувствовался масштаб личности. Ее любовь все прощала. Таким осталось  мое последнее ощущение от нашей совместной работы с Евгенией Владимировной. Она сыграла точно, тонко и трагично, осознавая и свой близкий уход. 

Печально, что это уходящее кино, исчезающая стилистика существования. Все меньше остается элементов, образующих кинематографические пласты высокого полета. Я не знал, что Евгении Владимировны не стало. Все уходят, к сожалению. 

— Она умерла в Израиле.

— Возможно, она туда уехала лечиться или к родственникам. Не знаю деталей. Когда мы работали, она не очень хотела говорить о болезни, любила жизнь и была в неплохой форме. Работала прекрасно, в  изумительной и подробной современной манере и в то же время была очень наполнена той любовью, которую не выразишь словами. Ее появление на экране говорило больше, чем попытки что-то объяснить. Мы часто слышим, что музыку не объяснить словами. Так вот  ее лучшие киноработы сродни музыкальному существованию. Ты можешь что-то дополнять словами, но всего не скажешь. В ней была эта внутренняя музыка.