Фестиваль авторского неигрового кино открылся сразу в двух столицах

Нeскoлькo лeт нaзaд нa «Aртдoкфeстe», пoжaлуй, лучшaя на сегодняшний день картина Рудницкой «Кровь» о передвижной станции переливания крови, колесящей по городкам и весям, где люди сдают кровь, чтобы выжить, тоже получила Гран-при.

В 2007 году Алина сняла короткометражку «Как стать стервой» о курсах стервологии, куда приходят молодые женщины, чтобы научиться правильно жить, стать привлекательными и затем манипулировать мужчинами. Они занимаются с психологом — мощным и серьезным мужчиной, который заставляет их крутить задом, выделывать такие штуки, что не каждая отважится на такое раскрепощение. Таким образом, девушки выколачивают из себя все, что мешает им быть счастливыми. Подобных курсов теперь множество, и одна из героинь фильма отправится на занятия в австрийскую школу этикета.

Из-за того, что Алина начала понемногу снимать на курсах стервологии, кое-кто из девушек их покинул. Не каждый готов оказаться в объективе камеры. С некоторыми девушками Алина подружилась и поддерживала отношения, и когда представилась возможность сделать полнометражную картину, предложила им поучаствовать. На создание «Школы соблазнения» в общей сложности ушло десять лет. Из пяти претенденток осталось трое. Их именами — Лида, Вика, Диана — названы новеллы фильма по просьбе датских коллег, которые запутались в жаждущих усовершенствования героинях и не понимали, кто есть кто, в силу абсолютно другой ментальности. Картина снималась в Петербурге, но произведена Данией. На одном из питчингов Алина познакомилась с датским продюсером Сигрид Дюэкьер, которая и помогла осуществить проект.

Одна из героинь, активно искавшая личное счастье, ссорившаяся из-за этого с матерью, теперь занимается консервированием и думает больше о том, чем бы накормить мужа, а не о новом платье. О том ли она мечтала? Скорее всего, нет. У каждой из героинь судьба сложилась по-своему, и, наверное, не так, как это представлялось в мечтах и на тех же курсах стервологии. «Школа соблазнения» стала своего рода вариацией на тему легендарного фильма «Москва слезам не верит», и многими воспринимается как постановочный и игровой.

Обрамляет действие появление на экране и закадровый голос Владимира Путина. Президент говорит, какие в стране прекрасные женщины, как они украшают жизнь мужчины. Одна из молоденьких героинь подходит на улице к постеру с его изображением, прижимается, целует, пока подруга снимает нежные проявления на телефон. Президент для многих россиянок — гарант незыблемых ценностей, на которых держится страна в гендерном вопросе.

фото: Светлана Хохрякова
Виталий Манский и Светлана Сорокина.

Воплощением силы становятся и боевые парни на параде по случаю Дня военно-морского флота, с которого начинается «Школа соблазнения». Другие дают слабину. Один герой изменяет жене годами, не собираясь от нее уходить. И тут возникают вопросы, на которые всякий раз приходится отвечать документалистам. Как быть с героем, жена которого, возможно, и не подозревает об его изменах, а мы как зрители в курсе дела, поскольку адюльтер выставлен на всеобщее обозрение во весь экран. Симпатичный итальянский профессор находит в России непосредственную девушку Диану, не только воспитывает ее ребенка, но и потакает ее прихотям. Последняя новелла, посвященная Диане, самая трогательная и веселая. Но сама Диана так не считает. Тот образ, который она увидела на экране, ей неприятен. Но Алина считает, что все получилось гораздо лучше, чем в жизни.

Главные героини отнеслись к готовому фильму неоднозначно. Вика пришла на московскую премьеру и поделилась своими ощущениями. «Алина умеет создать близкие отношения, и ты теряешь ощущение, что рядом снимает камера. Человек живет и не замечает некоторых вещей, а когда видишь себя на экране как под микроскопом, начинаешь иначе ко многому относиться. Я три раза смотрела картину и каждый раз видела что-то новое. Я благодарна Алине, что позвала в этот проект». Ей казалось, что она повторяет судьбу своей матери, а оказалось, что такова судьба всех женщин России».

Алина рассказала, что договаривались обо всем на берегу, и между героинями возникла дружба. К примеру, Лида влюбилась в женатого мужчину, и она ей сразу сказала, что это мертвая история. Начали с эпизода с мамой, а потом три часа снимали сцену с мужчиной Лиды. Алине хотелось показать, что никакого продолжения с ним не будет. «С каждой героиней мы обсуждали, что можно снять, и только после этого мы приходили со съемочной группой из трех человек», — объясняет свой режиссерский метод Рудницкая.

Мужчины, посмотревшие картину, призывали ее снять продолжение про них, благо курсы для сильного пола тоже имеются. Но, как призналась Алина, попытки снимать мужские истории были, но ничего с ними не получается.