Фильм российского режиссера выдвинули на «Оскара» от Эстонии

В кoнкурсe — тoлькo прeмьeры, сoглaснo трeбoвaниям фeстивaля кaтeгoрии «A», присвoeннoй тaллиннскoму кинoсмoтру в 2014 гoду. Жюри пoд руководством британского режиссера Майка Ньюэлла, известного по фильмам «Гарри Поттер и Кубок огня», «Четыре свадьбы и одни похороны», «Приключения молодого Индианы Джонса», присудило гран-при и приз за лучшую музыку японской картине «Задом наперед» (Kontora), героем которой стал человек, ходивший спиной вперед. Снят он уроженцем Индии Аншулом Чауханом. На ролине он учился в военной академии, а в 2011-ом перебрался в Токио. Жюри привлекла мощная история, соединившая жизнь современной Японии с ее прошлым — Второй мировой войной.

Кадр из фильма «Задом наперед», предоставлен пресс-службой фестиваля

Черно-белая картина рассказывает о напряженных взаимоотношениях отца и дочери — школьницы Соре, нашедшей дневник своего деда. А человек со странной походкой поможет девочке найти общий язык с родителем и исчезнет, оставив рисунок в дедушкином дневнике и ощущение того, что это было явление призрака. Майкла Ньюлла поразило то, что человек, не являющийся частью японской культуры, сумел так глубоко понять жизнь японцев. Интересно, что картину снимал уроженец Таллина — оператор Максим Голомидов, живущий в Токио. Вместе с Чауханом он уже работал.

На премьеру документального «Праздника» Владимира Логинова (Эстония-Беларусь), снятого Максимом Голомидовым, пришла большая делегация японских кинематографистов, работавших с ним на «Задом наперед». «Праздник» снимался в эстонском городе Маарду, где живет в основном русскоязычное население, и где проходит советский по духу праздник «Сорочинская ярмарка», собирающий до 15 тысяч человек. Все там наполнено духом Гоголя, конечно, в меру того, как это видится организаторам и, прежде всего, мэру Быстрову, не дожившему до премьеры. Картина снималась в 2014 году, а он умер в 2015-ом. Когда коллеги упрекнули режиссера в долгострое, он мрачно пошутил: «Гоголь по десять лет писал. Нам хотелось остаться в его стилистике». На ярмарке выступает украинский ансамбль из Литвы, и царит дружба народов. Кажется, что это застывшее время. Когда русских много, эстонцы переживают. Услышав фразу о засилье русских, приехавший в Таллин Андрей Кончаловский сказал: «Ну, и что, что много. Это же не мешает эстонцам сохранять свою идентичность».

Антонина Романовна и ее красавицы в фильме «Праздник», предоставлен пресс-службой фестиваля

На премьеру «Праздника» приехали жительницы Маарду. Казалось, что они должны были расстроиться, увидев себя на экране, но они остались довольны – и Антонина Романовна, устраивающая на ярмарке конкурс красоты, и ее подопечные, согласившиеся поучаствовать в нем исключительно из уважения к этой энтузиастке. Зрители встречали Антонину Романовну выкриками и аплодисментами – такая она колоритная на экране. Много там и других типажей, удачно выхваченных режиссером и оператором в людском море.

Лучшим режиссером признан филиппинец Юн Роблес Лана за фильм «Калел, 15» о ВИЧ-инфицированном подростке, предоставленном самому себе в сложный момент жизни, которая совсем не меняется, несмотря на страшный диагноз. За лучший сценарий отмечены израильские «Золотые голоса». Его авторы — Евгений Руман (он же – режиссер фильма, родился в Минске) и Зив Беркович (уроженец Казахстана). Картина, частично снятая на русском языке, отмечена и наградой жюри NETPAC — организации, занимающейся продвижением азиатского кино. Фильм рассказывает о жизни советских эмигрантов в Израиле, приехавших туда в 1980-е. В Советском Союзе Рая (Мария Белкин) и Виктор (Владимир Фридман, родившийся в Курске во времена СССР) работали на дубляже иностранных фильмов. Его голосом говорили с экрана Кирк Дуглас и Дастин Хоффман. А Рая становилась за кадром Джульеттой Мазиной в «Ночах Кабири» Федерико Феллини. Но все в прошлом. Теперь она занимается сексом по телефону, меняя голос на разные лады, о чем ее супруг не подозревает.

Василиса Денисова и Максим Суханов в фильме «Сквозь черное стекло», предоставлен пресс-службой фестиваля

В конкурсе участвовала и российская картина «Сквозь черное стекло» Константина Лопушанского о незрячей 18-летней воспитаннице интерната Насте, которой состоятельный господин оплачивает дорогостоящую операцию. Зрение ей вернут, но с одним условием: девушка должна стать женой благодетеля, не будучи с ним знакомой. Теперь героиню сравнивают с жертвой профессора Соколова Анастасией Ещенко. И вот совпадение – душегуб Соколов был задействован у Лопушанского в «Русской симфонии», отмеченной в 1995 году призом экуменического жюри на Берлинале. Он принимал участие в реконструкции исторических сражений и даже появился в облике Наполеона.

Главную роль сыграла Василиса Денисова. В Социально-художественном театре (СХТ) в Петербурге она играет мать слепоглухой американской девочки в пьесе «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона. Работая над ролью, молодая актриса общалась с незрячими людьми, и теперь тот опыт пригодился ей в кино. Вместе с Константином Лопушанским и Максимом Сухановым, сыгравшим олигарха, Василиса Денисова представляла «Сквозь черное стекло» в Таллине.

Когда-то Лопушанский проходил практику на «Сталкере» у Тарковского, признавшего эту картину самой удавшейся. В Таллине показали документальную ленту «Кино как молитва» живущего во Флоренции сына Андрея Тарковского. В ней старший Тарковский говорит о том, что в «Сталкере» выражена сила слабого человека, к чему собственно стремился и Лопушанский в картине «Сквозь черное стекло».Тарковский-младший использовал интервью отца, фрагменты его фильмов, стихи своего деда Арсения Тарковского. Его отец на экране размышляет о собственной религиозности, о том, что культура не может существовать без религии. «Смысл искусства — это молитва. Это моя молитва». А художник — совесть общества. С исчезновением последнего поэта жизнь потеряет всякий смысл. Таких рассуждений теперь не услышишь от кинематографистов, а если их кто-то озвучит нечто подобное, то это наверняка покажется декларативным и напыщенным. Нет той степени доверия, какой она была по отношению к Тарковскому.

Кадр из фильма «Правда и справедливость», предоставлен пресс-службой фестиваля

Без малого трехчасовая эпическая драма «Правда и справедливость», снятая 37-летним Танелом Тоомом, отсылает к роману классика эстонской литературы Таммсааре и рассказывает о событиях 1870 года. Фильм показан вне конкурса и выдвинут от Эстонии на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Молодая пара отправляется на хутор налаживать новую жизнь и ежедневно сталкивается то с природной стихией, то с теми, кто живет рядом. Свою правоту приходится отстаивать в суде. В Эстонии картину встретили с небывалым энтузиазмом, и теперь в качестве козыря сравнивают с «Аватаром», уступившим по показателям в прокате национальной драме. На место ее съемок в деревню Вырумаа устремились сотни зрителей, чтобы увидеть дома, где жили герои фильма. Танель Тоом – выпускник лондонской киношколы и уже номинировался с короткометражкой на премию «Оскар». Его полнометражный фильм снят на грант к 100-летию Эстонской республики.

На премию «Оскар» от Эстонии выдвинута и документальная лента «Бессмертный», над которой трудилась эстонско-латвийская команда во главе с российским режиссером Ксенией Охапкиной. Ее тоже показали на «Темных ночах», а до этого картина получила главную награду в документальном конкурсе в Карловых Варах. «Бессмертный» снимался, как говорит сама Охапкина, о типичном городе Апатиты, каких много. А зарождался он, как место, где жили, добывали руду и умирали заключённые. Те, кто побывал там в наши дни, не забудут пугающий индустриальный пейзаж. Теперь за подвиг полагается бессмертие. Государство призывает граждан к самопожертвованию — на войне или в шахте.

Согласно новому мировому тренду, в Таллине представляют не только незавершенные проекты, но и сериалы. Наташа Меркулова и Алексей Чупов известны зрителям по фильмам «Интимные места» и «Человек, который удивил всех». Они — сценаристы «Салюта-7» и «Гоголя», показанного в Таллине два года назад. Их новый психотерапевтический сериал «Колл-центр» сначала был представлен в форме доклада, а потом показали две его серии. Действие происходит в расположенном на 12-ом этаже онлайн-магазине, где продают интимный мандариновый крем и прочие товары для взрослых. Основан фильм, как было сказано, на собственных страхах и производен от романа американского писателя Тома Клэнси «Все страхи мира». Неизвестные люди, называющие себя папой и мамой, закрывают в офисе сотрудников этого секс-шопа, и те вынуждены исполнять все прихоти новоиспеченных «родителей» под угрозой взрыва бомбы. Невидимые взору манипуляторы знают все подробности жизни каждого из сотрудников, умело используют их. В одной из представленных серий рассказывается об одной из жертв, которая, находясь под сильным влиянием набожной матери, все-таки находит на просторах всемирной паутины парня, влюбляется в него и едет в Турцию, чтобы попасть в руки террористов. Подобные истории уже отработаны с разной долей успеха в мировом кинематографе, и в этом смысле снижают вероятность успеха картины. Алексей Чупов приоткрыл в Таллине завесу тайны семейно-творческого дуэта: Наташа Меркулова — главный режиссер, а сам он — главный сценарист. Если следовать логике Алексея, то босс должен быть один. Таким образом, режиссер — всему голова.