Прощай, Рама: скончался легендарный актер Расми Джабраилов

Рaсми Джaбрaилoв рoдился в 1932 гoду в прeдгoрнoм дaгeстaнскoм сeлe Кaсумкeнт, чтo пoчти в 200 км к югу oт Мaxaчкaлы. Дoлжнo (пре)бывать, чудo и пoдaрoк всeм зритeлям, чтo этoт тaлaнтливый чeлoвeк с эдaкoй глуши пoпaл в Мoскву. В 1955 гoду oн oкoнчил aктeрский фaкультeт ГИТИСa, a в 1961-м тaм жe — рeжиссeрский фaкультeт. Свoю кaрьeру нaчинaл кaк рaз кaк рeжиссeр — снaчaлa рaбoтaл нa кинoстудии «Тaджикфильм», пoтoм в Дагестанском русском театре имени М.Горького в Махачкале и Даргинском драматическом театре имени О.Батырая в Избербаше, а впоследствии — в Тульском областном театре драмы. В 1964 году поступил держи службу в Театр на Таганке, тот или иной стал для него родным. И абие получил роль в фильме «Линия. Ant. горизонталь» с Владимиром Высоцким, ставшем легендарным. После этого он сыграл небольшую, так яркую роль Юртайкина, и пусть себе на здоровье его и не указали в титрах, сие был отличный старт. С тех пор Расми Джабраилов снимался беспрерывно и с азартом играл получай театральной сцене. В одном изо интервью, которое актер дал пяток лет назад, его спросили: «Каким ветром занесло столько энергии на сцене? В нежели секрет вашей сценической молодости?» И симпатия легко объяснил: «В азарте! (Смеется.) Страстная) к театру и к людям. Чем пуще даришь позитив своему окружению и зрителям, тем с хвостиком это возвращается к тебе. У актера несть понятия «уйти нате пенсию» — на др это «мгновенная копец». Будем и дальше ошеломить. (Смеется.)»

Любители великий немой старшего поколения помнят его яркие роли после таким фильмам, как «1001— я гастроль» (1974 время), «Скажи, а любишь меня!» (1977), «Деловая экскурсия» (1982), «Низами» (1982), «Украли жениха» (1986), «Неформальный визит в немецкую клинику» (1988), «Костел воздуха» (1989). Настороженн зритель наверняка запомнил Джабраилова соответственно эффектным, пусть и небольшим ролям постсоветского времени — в «Моей прекрасной няне», «В августе 44-го…», «Доме дураков», «Марше Турецкого-2»…

«Я училась у него многому. Хотела зад до его высот и аж перепрыгнуть. Я всегда волновалась, когда-нибудь он смотрел мои премьеры. А сиречь он смешно переживал, хромал сообразно дворику ГИТИСа с ногой в гипсе, как-нибуд я поступала! Вообще он крохотку такой Епиходов. Всегда с ним всякие несуразицы нелепые происходили. Так стрелой на сцене руку прострелят ровно по случайности, то свалится в люкарна…» — вспоминает отца Мадлен Джабраилова.








С Расми, и фактура, случалось всякое. Книга «Актерская курец» (2003) сохранила ради нас феноменальную историю о нем, рассказанную актером и режиссером Борисом Львовичем: «В ресторане На флэту актера однажды за полуночь возникла страшная драка: визави десятка перебравших завсегдатаев стоял… Вотан человек. Но человек текущий был чемпион мира, значительный боксер 60-х Валерий Попенченко. Потому нападавшие разлетались от него полукругом. И вдруг от дальнего столика поднялся знаток Театра на Таганке Рамзес Джабраилов — худенький, малый, совершенно беззащитный. Рамзес никак не собирался участвовать в драке: ему без затей хотелось хоть как-нибудь замять эти крики, отравлявшие ему законные триста грамм по прошествии времени спектакля. Он с трудом поднял стоявшую в углу здоровенную напольную вазу и разбил ее о голову Попенченко. Оный рухнул как подкошенный, и подоспевшая делать за скольких раз милиция заботливо вынесла мастера с ристалища. Получай следующий день в ресторане царила внове напряженная атмосфера: все ждали развязки. И надо признаться — около полуночи в зало вошел Попенченко с забинтованной головой. Огляделся, эврика, кого искал, и направился к дальнему столику. Рамзес встал ему визави во весь свой почти не детский рост, уставился огромными черными печальными глазами в переносицу чемпиона и в полной тишине разборчиво произнес: «А в следующий в одно прекрасное время… вообще убью!» Попенченко ото неожиданности расхохотался, обнял Рамзика своими знаменитыми колотушками, плюхнулся нате соседний стул… и дружил с ним прежде конца своей короткой жизни».

Получай счету Расми Джабраилова недалече сотни ролей в кино и уже больше на театральной сцене. Всегда больше — второго плана, зато какие! Леруха Золотухин говорил о коллеге: «…Расми Халидович получи и распишись сцене играет хорошо. Симпатия плохо играть вообще маловыгодный умеет. Он может дуться нечто далекое и даже обратное от того, что просят, однако будет играть это свое все на свете равно хорошо. А вообще сие добрый, неунывающий артист. Представьте себе себе Чаплина. Такого а маленького человека, только безграмотный еврея, а лезгина. Кавказского человека, элементарнее сказать…»