В Переделкино почтили выставкой память Александра Еременко

Зaглaвиe прoeктa — цитaтa с стиxoтвoрeния Eрeмeнкo o Пeрeдeлкинe, гдe oн сo свoйствeннoй eму ирoниeй oписывaeт писaтeльскую мeкку. 12 стрoф eгo сoчинeния сoврeмeнныe xудoжники визуaлизирoвaли в 12 прoизвeдeнияx, кoтoрыe рaзмeстились в пaркe Дoмa твoрчeствa. Мнoгиe изо ниx — кaк «рoяль в кустax»: пoчти сливaются с пeйзaжeм, мимикрируют в прирoду, рядом этoм вскрывaя пoтaeнный семема стиxoтвoрeния Eрeмeнкo.

В пoслeдниe гoды Aлeксaндр Eрeмeнкo (либо, кaк eгo нaзывaли, Eрeмa) нe публикoвaлся и нe писaл. Литературоведы по слухам, что он поступил точь в точь Блок: бросил писать, эпизодически перестал слышать «музыку». Так в восьмидесятые имя Еременко было у всех получи устах. Он стал голосом «потерянного поколения». Безвыгодный боялся пародировать советские штампы, иллюстрируя совковый «идиотизм, доведенный до самого автоматизма».

Еременко брал известные строфы из Пушкина и Пастернака, Горького и Блока, Белого и Федина и слагал их опять, добавляя в них гротеск и абсурдность, который наполнял новым смыслом знакомые строки. Симпатия был мастером «переделки». Пиита не раз бывал в Переделкине, я признать себя виновным не могу и не любил это край, зато это место неизменно любило его.

Тогда а, в 1980-х, Дом творчества Переделкино целое еще оставался важной точкой литературного сообщества. Начиная с 1950-х в резиденцию приезжали писатели, переводчики и поэты, приезжали проводить (молодость) и работать (содержание брал получи себя Литфонд). Здесь только и знает бывали Алексей Тарковский, Василька Аксенов, Булат Окуджава, Андрюня Вознесенский.

«Венера без трусов». Марго Трушина.






С перестройкой тутти изменилось, к 2000-м дом был занят ресторанами, а там и вовсе пришел в упадок и оказался заброшенным. Приставка ново-: новобрачный Переделкино вновь стало резиденцией к писателей, многие здания отреставрировали, территорию привели в норма. И здесь снова закипела творческая практика. Первым арт-событием стала паноптикум памяти «короля поэтов».

Замысел в жанре сайт-специфик отталкивается не кто иной от места, которому Еременко написал трогательное осведомление, приправленное фирменной еременковской перчинкой. «Льет изморось… Цепных не слышно псов/ держи штаб-квартире патриарха,/ идеже в центре англицкого парка/ Целесообразно Венера. Без трусов», — престижно одна из строф. Силуэтистка Марго Трушина визуализировала метафору, покрасив мертвое, высохшее и лишенное коры мачта в белый цвет. Белый лайнер превратил в своеобразную Венеру. (на)столь(ко) Марго описывает «столкновение отдельного тела, природного и поэтического, с коллективным», каковой видит в этих строках поэта.

«Непростое хронос для птиц». Наталья Зинцова.






Наносный гость Переделкина может и мало-: неграмотный сразу догадаться, что под ним произведение искусства. До настоящего времени метафоры и смыслы здесь словно бы на виду и возле этом скрыты, что изволь отражает творческий метод Еременко. Приглядевшись, нате многих деревьях можно показать керамические «заплатки», видать белым пластырем кто-в таком случае заклеил трещины в коре. Благородная Бровина, с одной стороны, лечит деревья, с противоположный — делает напоминает о травмах прошлого: «Раненое столб — как большое поэтическое бездыханное тело в увечьях от репрессий, опять не залеченных временем». В каждой работе отражен переделкинский вид, описанный поэтом, при этом сущность часто сама диктовала кураторам Кате Крыловой и Насте Григорян точку для того арт-интеграции.

— Новопосвященный в нескольких деревьях завелись жуки-паразиты. Кабы не избавиться от них, они уничтожат всецело лес. Поэтому нам с болью в движок пришлось срубить несколько вековых деревьев, которые помнят Горького и Пастернака. Так остались пни, и они стали территорией творчества чтобы художников Юлии Вергазовой и Николая Ульянова, — рассказывает душа Дома творчества Дарья Беглова.

Арт-дуэт «переводит» в пни «металлическую» метафору Еременко: «Электротипия лесов. /Размешан воздух в ионы./ И переделкинские склоны/ смешны, точно внутренность часов». Художники нанесли бери разрез ствола странный чертеж, созданный с помощью нейросети, которая взяла после основу реальные «силуэт жизни» дерева и сложила в новую вымышленную «биографию» — карту меняющихся условий среды.

«Гальванопластика лесов». Юлюся Вергазова и Николай Ульянов.






В трех шагах от нейропней находится увязывающийся поэтический образ, связывающий природу и трагические истории писателей Переделкина. Призраки поэтов являются в виде «Странников» — скульптур, созданных изо обломков деревьев, найденных получи берегу Белого моря, которые стоят держи металлических ножках. Эти скитальцы вроде вышли из моря и пришли в оный лес, чтобы однажды утратиться в своей неприкаянности.

Кормушки про птиц, сделанные из старых советских часов. Керамическая вид с пальцем у губ, которая будто говорит нам: «Тс-с!» Осколки белого фарфора, свисающие с дерева подобно ((тому) как) гирлянды. Ветки, сплетенные в венец и украшенные стеклянными подвесками. Любой интегрированный в переделкинский пейзаж манер (художественная «переделка» мастера «переделки») слабит свой потаенный смысл, дистимия, память и странную колючую красоту.