В Москве может появиться настоящий поэтический квартал

— Этo гeниaльнoe мoскoвскoe мeстo, — рaсскaзывaeт кoррeспoндeнту «МК» автор идеи, худрук музея Есенина Влад Маленко (он снимает действо на камеру). — В Питере — пять углов, а у нас здесь шесть. Улицы Селезневская и Новосущевская, переулки Второй Сущевский, Достоевского и Чернышевского… Они сплетаются, а их доминантой является холм. Сюда по нашему плану будут приходить молодые и не очень молодые поэты и слетаться души тех поэтов, которые уже состоялись.

Сейчас на месте будущего поэтического сквера — стихийная парковка. Хотя место и вправду милое. На первый взгляд оно кажется совсем маленьким, и непонятно, как на таком ограниченном пространстве развернутся лихие стихотворцы. Однако Маленко уверен, что под сквер можно приспособить и прилегающую территорию. Места хватит даже памятнику Неизвестному поэту, рядом с которым будут целоваться влюбленные пары.

— В 16-м округе Парижа есть Сквер поэтов. Там замечательные бюсты Рембо, Верлена, — напоминает Маленко. — В Москве такого сквера нет, хотя чем мы хуже! Тем более, мы уже использовали это место для своей акции «Поэты ремонтируют время». Ставили там сцену и видели, как люди из окрестных домов и гости столицы подходили и слушали.

Демонстранты между тем громко поют стихи Блока:

За городом вырос пустынный квартал

На почве болотной и зыбкой.

Там жили поэты, — и каждый встречал

Другого надменной улыбкой.

Фотографию великого поэта держит в руках студентка Литературного института им. Горького, Арина Чеканова. Она считает, что будущий сквер может помочь вытащить многих молодых людей из Сети. Рядом с ней — недавний выпускник этого же вуза Антон Кобец. Для него новое поэтическое пространство станет возможностью объединить непримиримые лагеря.

— Здесь будут собираться поэты разных слоев: авторы из условной тусовки Литинститута, журнальные поэты, эстрадники. Сейчас между ними сложные взаимоотношения.

Проект Сквера Поэтов. Фото предоставлено Московским театром Поэтов под руководством Влада Маленко

С Антоном согласны и его коллеги по Театру поэтов Роман Сорокин и Александр Антипов, последний из которых убежден, что именно такие площадки способны открыть новые имена в литературе. Пока же все варятся в своем котле.

Инициаторы сквера поэтов уже написали письмо в префектуру Центрального округа Москвы. Среди подписавших его есть и фронтовик, легендарный директор Театра на Таганке Николай Дупак. Именно он принимал на работу Любимова и Высоцкого. Ему 98 лет, из которых пятьдесят он живет в этом районе. В беседе с корреспондентом «МК» Николай Лукьянович сказал, что сквер поэтов станет «эпицентром творческой жизни и поможет начинающим авторам по-настоящему проявить свой талант». Кроме того, идею поддерживают многие знаменитые деятели культуры: Александр Калягин, Алена Бабенко, Евгений Рейн. Принять участие в оформлении сквера готовы известные скульпторы Андрей Ковальчук и Владимир Суровцев.

— Сквер поэтов — абсолютная реальность, — убежден Влад Маленко. — На недавней встрече с музейщиками мэр сказал так: «Вы мне укажите ваши приоритеты около музеев, а мы это сделаем за счет города». Так что надеемся на помощь мэрии, но хотим, чтобы она прислушалась к мнению экспертного совета, который бы состоял не только из нас, поэтов, но и из привлеченных нами архитекторов, скульпторов и других специалистов по городскому развитию.

— Как вы себе представляете идеальный облик этого сквера?

— Больше всего мы боимся, чтобы к подобному творческому заданию власть подошла с «холодным носом» и «холодными ковшами». Могут сделать так, что уложат все плиткой, поставят три скамейки и посадят четыре дерева. Нам бы хотелось, чтобы это было творческое место, чтобы там было уютно, чтобы там можно было собираться поэтам, но собираться интеллигентно — в окружении каштанов, московских березок и кленов…

Процессия подходит к Есенин-центру. Он и станет своеобразным связующим звеном целого поэтического квартала. На прилегающей к нему территории, рассказывает Влад Маленко, должна появиться Стена поэтов, посвященная выдающимся мастерам слова — от Ахматовой до Высоцкого.