Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке»

Увeртюрa oкaжeтся длиннee сaмoгo сбoрa aртистoв. Ужe нa пoдступax к служебному входу картина как из прошлой жизни — поклонники буквально бросаются наперерез за автографами к идущему пешком Николаю Чиндяйкину. Фанаты расступаются перед большими черными джипами, которыми рулят Андрей Бурковский, Станислав Дужников, главный по «телекухне» Дмитрий Назаров.

За пятнадцать минут до начала зал Художественного театра выглядит сиротливо пустым: здесь только самые пунктуальные. Посреди зала — два стола, покрытые скатертями нежно-оливкового цвета, на них шесть букетов, упакованных в бумагу такого же цвета. Но, как ни странно, в 11.58 зал быстро наполняется, гудит на разные голоса, обнимается, целуется, перекидывается репликами… Ирина Мирошниченко почему-то напевает: «Сердце, тебе не хочется покоя…» и занимает место в восьмом ряду, где когда-то сидели отцы-основатели, а сейчас — первачи.

Восемь минут еще уходит на фотосвалку, когда, как по команде, фоторепортеры набрасываются и «обстреливают» Станислава Любшина, Евгения Киндинова (оба корифея в прекрасной форме), ставшего еще крупнее Дужникова, Верника, Белого, Золотовицкого, тоже не потерявшего в весомости, Наталью Тенякову, Евгению Добровольскую и их коллег разных поколений. Худруку Женовачу приходится буквально пробиваться через плотную группу людей с камерами.

Он начинает с печальной ноты: называет имена трех людей, которые умерли буквально один за другим, и это действительно серьезные потери. Среди них мой любимейший мужской гример Анатолий Архипович Чирков, для мхатовцев — просто Архипыч, почти семьдесят лет проработал в Художественном и гримировал… Да кого он только не гримировал: Смоктуновский, Стриженов, Калягин, Евстигнеев, Зимин, Грибов, Ливанов — их лиц касались его руки с такими тонкими снежно-белыми суховатыми пальцами. Все встают, кто-то крестится и шепчет: «Царствие небесное». Преданные души ушедших артистов и не артистов тоже, я уверена, летают под колосниками МХТ и хранят следующие поколения.

фото: Геннадий Черкасов
Игорь Верник, Станислав Любшин, Николай Чиндяйкин, Игорь Золотовицкий.

Выдержав скорбную паузу памяти, Сергей Женовач переходит к планам и излагает их буквально за десять минут. В декабре выйдет спектакль об Отечественной войне: его делает сам Сергей Васильевич по честной и поэтому страшной повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

— Мы не можем пройти мимо этой даты, тем более столько этой войне сейчас дают неверных оценок, называют уже не Отечественной, а мировой. С другой стороны, столько вокруг нее ложного патриотизма, что хочется сделать честную работу. К сожалению, это будет мужская история, то есть заняты будут в основном мужчины (актрисы в этот момент печально вздохнули. — М.Р.).

Вторую премьеру — «Чайка» — уже в феврале выпустит известный литовский режиссер Оскарас Коршуновас. Он сделал распределение и репетирует, но с кем, Сергей Женовач умолчал. Значит, надо выяснить. Майская премьера навевает летнее настроение — «Месяц в деревне» по Тургеневу в постановке Егора Перегудова (ученик Женовача, сейчас — главреж РАМТа). Это все Большая сцена, а Малую, по словам худрука, отдадут эксперименту. В 122-м сезоне экспериментировать будут Уланбек Баялиев («Сахарный немец» прекрасного писателя начала прошлого века Сергея Клычкова, друга Есенина, репрессирован в сталинское время), а также кинорежиссер Наталья Назарова и Марина Брусникина, сейчас возглавляющая театр «Практика», но продолжающая развивать литературные проекты МХТ.

Женовач всех поблагодарит за гастроли, которые для некоторых, в частности для Игоря Верника, прошли с приключениями. С какими — опять же умолчал. Надо бы узнать. Ну и завершая свой короткий спич, худрук поздравил всех, у кого летом был день рождения. Что интересно, среди юбиляров и не юбиляров оказалось только два артиста — Наталья Тенякова и Олег Черноус. Теняковой устроили буквально стоячую овацию, а Золотовицкий басовито кричал: «Наталья Максимовна — лучшая». Что правда, то правда — неимоверный талант, неимоверная скромность и, что совсем редко — натуральность, не боящаяся стареть, а потому красиво стареющая: без грима, без операций. По силе аплодисментов с ней могли конкурировать только главный администратор, которую обожают в МХТ — Валентина Иванова, и Лариса Терентьева, замначальника звукоцеха. Среди поздравлянтов еще костюмер, шляпных дел мастера, вахтерша, монтировщик и даже инструктор по противопожарной безопасности.

Как ни странно, в этом сезоне труппу Художественного не пополнил ни один выпускник школы-студии. Почему? Зато появится новая структура — медиацентр, и возглавит его известный журналист, телеведущий и серьезный профессионал Вадим Верник.

— Игорь, так у тебя есть брат? Кто об этом знал, скажите? — вопрошая, встал во весь свой рост и обратился к коллегам Игорь Золотовицкий. Шутка удалась.

А теперь о том, о чем умолчал Сергей Васильевич Женовач, несознательно, конечно, а скорее от волнения — непубличных он дел мастер. Распределение в «Чайке» таково: Аркадину будет играть Дарья Мороз (неожиданно), Нину Заречную — Паулина Андреева (еще более неожиданно), Полину Андреевну — Евгения Добровольская (очень хорошо), а ее супруга — Михаил Пореченков (вполне). Теперь о том, что случилось с Верником на гастролях: оказалось, что при перелете со съемок из Абхазии на гастроли в Хабаровск, а оттуда в Комсомольск-на-Амуре его скрутила боль в пояснице (пережало какой-то нерв), но Вернику сделали блокаду, и он отыграл все спектакли.

Также стало известно, что ни один спектакль не снят с афиши, и даже не самые лучшие (типа «Светлый путь»), и со всеми актерами продлены срочные контракты. А выпускников не взяли, потому что куда же: постоянная труппа МХТ на сегодняшний день 126 человек плюс приглашенных под 90. С этими бы разобраться и занять работой.

Итак, МХТ им. Чехова открылся премьерными спектаклями — «Бег» в постановке Сергея Женовача на Большой сцене, и на Малой — «Белые ночи» в постановке Айдара Заббарова.

фото: Геннадий Черкасов
Игорь Верник, Станислав Любшин, Николай Чиндяйкин, Игорь Золотовицкий.