Мультипликаторы взялись за харассмент: на кону — Жизель

Сo сцeны дaжe тo ли в шутку, тo ли всeрьeз, былo скaзaнo, чтo этo пoслeднee oфициaльнo разрешенное событие во Владимирской области или даже в Европе. Так и оказалось. А тогда робкие предложения провести все мероприятия в режим онлайн выглядели нелепыми, поскольку фестиваль — это общение, и онлайну его не заменить.

Между тем за пару дней до открытия киносмотра в дирекцию пришло сообщение о том, что японский режиссер, лидер независимой авторской анимации Кодзи Ямамура приехать в Россию не сможет. Японское посольство в Москве и сам режиссер объяснили отмену визита опасениями «гипотетической возможности заражения в пути или в Москве». Мастер-класс отменили, но работы мастера и его студентов показали. Юрий Норштейн оказал серьезное влияние на него, еще студента Токийского университета искусств. Еще в начле пути Ямамура решил, что работать в традиции аниме не будет. Его ранняя 10-минутная картина «Голова-гора», номинировавшаяся на премию «Оскар», сделана по старинной японской сказке о человеке, проглотившем вишневую косточку. На его голове выросло дерево, и под его кроной стали собираться люди. Герой пытался избавиться от сакуры, и образовалась в голове дыра, где скапливалась вода. Так появился пруд, вокруг которого опять толпились люди. Устав от этого, герой нырнул в дыру в собственной голове, распрощавшись с жизнью.

Кадр из фильма «Хозяйка Медной горы». Фото предоставлено Пресс-службой фестиваля

Жюри авторской анимации под руководством киноведа и экс-министра кинематографии Армена Медведева присудило Гран-при 13-минутной изумительной «Хозяйке Медного горы» Дмитрия Геллера. По его словам, люди, живущие на Урале, имеют связь с горнодобывающей промышленностью. Здесь обрабатывают драгоценные камни, металлы и руду, и существует отдельная национальность — уральская. Поскольку у любой культуры есть свои боги, то на Урале — это Хозяйка Медной Горы, управляющая подземными богатствами.

За несколько минут до церемонии награждения, мы поговорили с Дмитрием Геллером.

— В вашей картине использованы кадры из советского фильма «Каменный цветок» Александра Птушко. Роль Хозяйки Медной горы сыграла Тамара Макарова? Каким образом фильм на вас повлиял?

— Он никак на меня не повлиял. Я его раньше не видел. Мне нужна была сцена в кинотеатре, и я начал искать, какие есть экранизации Бажова. И эта оказалась самой выразительной, особенно разъезжающиеся камни. Но самое главное, что это оригинальный сценарий самого Бажова. И я понял, что надо брать.

— Картина была показанного в 1946 году на Каннском кинофестивале и на ней выросло несколько поколений советских детей?

— Да, но в 1950-е годы. Мои родители на ней росли, но не я. Сейчас она кажется кондовой, странной и театральной.

— Если бы в титрах не было вашего имени, то трудно было бы догадаться, что вы его сделали.

— Так это хорошо. Мне кажется, что у меня все картины разные. Всегда стараюсь выбрать такую тему, которая максимально не похожа на то, чтот я делал раньше. Она должна быть мне интересна, но фильмы не быть рядом. У меня до этого был абстрактный фильм, поэзия, а тут вдруг триллер, жанровое кино.

«Он не может жить без космоса» Константина Бронзита, входивший в шорт-лист «Оскара», отмечен жюри как лучший короткометражный фильм. Это нежная и драматическая история о матери и сыне, которому с детства, словно бы уготован путь отца, который остался где-то рядом со звездами.

Кадр из фильма «БоксБалет». Фото предоставлено Пресс-службой фестиваля

Спецпризы получили «БоксБалет» Антона Дьякова за ударную драматургию (это был первый и пока единственный показ фильма) и история одной влюбленности «Уточка и Кенгуру» Лизы Скворцовой, отмеченная за элегантность. Лиза в ответной речи благодарила фестиваль: «Спасибо за здоровье, которое здесь царит». А Антон Дьяков вспомнил, что у его фильма было много недоброжелателей, но все же его удалось донести до первых зрителей. «БоксБалет» победил и по итогам общего профессионального рейтинга, в котором принимают участия все гости и участники фестиваля. Таким образом, Антон Дьяков автоматически стал президетом Суздальфеста, сменив Наталью Мирзоян. Править придется недолго. Всего год, а точнее, те несколько дней, что проходит киносмотр. Наталья Мирзоян в каталоге даже подписалась как «ваш пятидневный президент».

В 12-минутной картине Антона Дьякова происходит встреча красавицы и чудовища. Боксер увидел в метро балерину. Как декларируют авторы, их фильм он о контрасте между грубым-внешним и не очевидным чувственным-внутренним, противопоставлении формы содержанию. Боксер ходит с балериной в Третьяковку, приобщается к прекрасному, пытается ухаживать и защищать. Она — неземное существо из другого мира, что ей здоровенный боксер. Хореограф предлагает ей роль Жизели во время ужина, пишет на листке бумаги одно слово — Жизель, кладет руку на ее нежные пальцы, а на репетиции облизывает плечи. И она бежит к чудовищу. Под воздействием любви боксер отказывается принимать допинг и проигрывает сопернику. Он становится уязвим и слаб от любви. В экране телевизора — танец маленьких лебедей и танки в Москве, хроника 1990-х с Горбачевым и Ельциным. Все смешалось — высокое и повседневное.

Лучшим студенческим фильмом стала дипломная работа студентки ВГИКа Саши Деевой «Как говорил мой дед» — история о прадеде, рассказанная со слов бабушки. Черно-белый рисованный фильм, чистый и полный воздуха, в котором лишь иногда пробивается цвет. Вот зеленый полосатый арбуз, красный огонь из газовой конфорки. Девочка в тельняшке вышла за наградой и благодарила бабушку за историю про деда, который был начальником Бакинской железной дороги, поставлявшей на фронт все необходимое. Все проговаривается за кадром. Слишком много слов, разрушающих нежную ауру фильма.

Жюри решило не присуждать награду за дебют, что возмутило анимационное сообщество, особенно те слова, которые произнес Армен Медведев: «Те сладкие слюни, которые мы получили с экрана, не тянут на приз». Он также посоветовал молодым вспомнить дебюты Норштейна, Хржановского и Хитрука.

Приз за лучший фильм для детей получили пятиминутные «7 козлят» Марии Карповой по хрестоматийной сказке «Волк и семеро козлят», где волк стал супер-няней и наняла его для своих деток сама Коза.

Кадр из фильма «Привет, Бабульник!». Фото предоставлено Пресс-службой фестиваля

8-минутный «Привет, Бабульник!» Наташи Мирзоян о восьмилетней Маше, которую родители отправили в новогоднюю ночь к бабушке. Скучно там. Приходят еще три старушки — такая невеселая компания — и один крохотный Дед Мороз, и тоже бабушка, но девочка об этом не подозревает. Озвучили этих прекрасных дам с выпадающими челюстями актрисы Татьяна Пилецкая, Кира Крейлис-Петрова и Лилиан Малкина. Картина получила приз мэтров им. Александра Татарского, как и год назад предыдущая работа Наташи Мирзоян. Юрий Норштейн вышел для воучения с пластиковым стаканчиком, чтобы «позволить себе глоток за Наташу» и произнес актуальный тост «Будьте здоровы!». Он говорил о том, что произведение искусства — это человеческий поступок, и дело не в наградах и статуэтках, а в том, что человек сделал на этой земле.

Жюри конкурса коммерческой анимации под руководством режиссёра и сценариста Дмитрия Высоцкого отметило как лучший сериал эпизод «Галеротерапия» Алексея Лебедева из сериала «Пиратская школа». Так вот он о том месте, где вас вылечат от всего и назначат экспериментальный курс лечения. В общем, всех на галеры — верное средство от любой хвори.

На следующий день после закрытия фестиваля пришло печальное известие — не стало режиссера и художника анимационного кино Алексея Туркуса. Он не раз участвовал в Суздальфесте и был его кратковременным президентом. Алексея не стало на 65-ом году жизни посля тяжелой болезни. Коллеги собирали средства на его лечение. А он продолжал создавать мультфильмы и никого не обременял своими бедами. В тот момент, когда участники и гости фестиваля смотрели его новый 13 минутный рисованный фильм «Бестелесная команда. Приключения солдата Каблукова» по мотивам сказок Саши Черного, созданный им совместно с Дмитрием Куприяновым, Алексей Туркус находился в хосписе.